Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

25.09.2017

26 сентября 1914 года пароход «Эрл Грей» (с 1921 по 1941 г. «Федор Литке») прибыл в Архангельск.

Почтово-пассажирский пароход «Эрл Грей» был построен в 1909 году в Великобритании, на судоверфи фирмы «Виккерс и Ко». Предназначался для работы на реке св. Лаврентия (Канада). В начале Первой мировой войны куплен русским правительством у Великобритании и 26 сентября 1914 года прибыл в Россию, в порт Архангельск. Имел следующие размерения: длина: 88,2 м, ширина: 1 4,6 м, водоизмещение: 4850 т, скорость: 18,5 уз. 18 октября 1914 года переименован в «Канаду» и над ним поднят российский флаг. Стал именоваться ледорезом. 26 октября 1917 года был мобилизован и зачислен во флотилию Северного Ледовитого океана. Но уже 1 апреля 1918 возвращен в состав торгового флота. 15 марта 1920 года ледорез вновь мобилизовали и включили в качестве вспомогательного крейсера в состав Беломорской военной флотилии. В качестве вооружения ледорез получил 4 130-мм орудия и 2 пулемета. 7 мая 1920 года ледорез получил новое наименование «Третий интернационал». 15 июня 1921 года разоружен и передан торговому флоту. 8 сентября 1921 года переименован в «Федор Литке» в честь Федора Петровича Литке (1797?1882), русского адмирала и мореплавателя. В дальнейшем использовался гражданским флотом: в 1923 году на Балтике, в 1925 году на Черном море, в 1929 году на Дальнем Востоке. 8 октября 1934 года включен в отряд судов Главного управления Севморпути. Во время советско-финской войны был вновь мобилизован. Использовался в качестве сторожевого корабля. Был в составе Северного флота с 8 января по 8 апреля 1940 года. 25 июня 1941 года вновь мобилизован. Получил название СКР-18. 2 июля 1941 года зачислен во 2-й дивизион сторожевых кораблей Охраны водного района главной базы Северного флота. Проводил во льдах Карского и Белого морей отечественные и союзные конвои и одиночные суда. 14 мая 1944 года снова переведен в класс ледореза. В 1945 году ледорез демобилизовали и ввели в состав Архангельского арктического пароходства. В 1953 году его передали Мурманскому государственному арктическому пароходству. 14 ноября 1958 года ледорез был выведен из эксплуатации и через некоторое время сдан на слом, прослужив отечественному флоту почти полвека.

В собрании Музея морского флота хранятся предметы, бытовавшие на ледорезе «Федор Литке», а также фотографии с изображением легендарного судна. На одном из кадров – Константин Александрович Дублицкий (1881–1939), капитан дальнего плавания, один из создателей первой в России профсоюзной организации моряков – Морской регистрации моряков Черноморского флота. В 1929 году назначен капитаном ледореза «Федор Литке». 14 июля 1929 года вышел в рейс к о. Врангеля, где уже два года находились советские зимовщики во главе с Г.А. Ушаковым (их не смогли вовремя вывезти из-за сложной ледовой обстановки, когда ни одно судно не могло к ним пробиться). Нужно было вывезти зимовщиков и доставить новую смену и грузы. 29 августа ледорез подошел к о. Врангеля и начал выгружать доставленные грузы. 5 сентября, сняв зимовщиков и высадив новую смену, ледорез вышел в обратный путь. 7 октября  «Федор Литке» вернулся во Владивосток. За этот поход корабль и его капитан были удостоены орденов Трудового Красного Знамени.

См. публикацию «Ледорез «Федор Литке» за одну навигацию прошел по Северному морскому пути» в Архиве новостей 2015 года

См. публикацию «Плавание ледореза «Федор Литке» Северным морским путем с востока на запад»

Ледорез «Федор Литке». Фотография 1929 г. Собрание Музея морского флота

Капитан ледореза «Федор Литке» К.А. Дублицкий. Фотография 1929 г. Собрание Музея морского флота

Корабельный бинокль с ледореза «Федор Литке». Первая половина XX в. Собрание Музея морского флота

Новости

Все новости музея