Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

ХрамИстория создания музея началась 4 марта 1958 года, когда заместитель министра морского флота СССР Ю.В. Савинов подписал приказ об образовании выставки морского флота в г. Москве (далее – Выставка): «В целях популяризации роли и значения морского транспорта в народном хозяйстве, освещения истории и технического перевооружения морского флота, организации широкой пропаганды достижений морского флота среди трудящихся нашей страны. ˂…˃ Организовать Выставку морского флота в г. Москве в здании по ул. Сретенка, дом 3/27 на срок до 1 января 1960 года…» (Приказ Министра морского флота от 4 марта 1958 г. № 60 «Об организации Выставки морского флота в г. Москве»).

Выставка создавалась при Центральном проектно-конструкторском бюро № 2 в качестве самостоятельной организации. У ее истоков стояли такие прославленные капитаны, как А.П. Бочек, Г.А. Мезенцев, И.А. Ман и другие кумиры многих поколений моряков. Открывали экспозицию 12 января 1960 года министр морского флота СССР В.Г. Бакаев и главнокомандующий Военно-морским флотом СССР адмирал флота С.Г. Горшков.

Экспозицию разместили в здании храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Недалеко от него находилась разрушенная в 1934 году знаменитая Сухарева башня, в которой располагалась основанная в 1701 году Петром I школа математических и навигацких наук – первое морское учебное заведение в России.

Создание постоянно действующей морской выставки в столице было вполне логичным решением. Строительство в 1932-1937 годах Канала имени Москвы позволило соединить столицу с пятью морями, именно здесь были сосредоточены основные координирующие структуры морского флота и  целый ряд профильных научных и образовательных заведений.

Экспозиция отражала историю и перспективы развития отечественного морского транспорта. Здесь были представлены модели транспортных и учебных судов, современная на тот период электрорадионавигационная аппаратура, механическое оборудование, перегрузочные механизмы, статодинамические диорамы, макет обсерватории «Мирный» в Антарктиде, чучела императорских пингвинов, многочисленные подарки зарубежных друзей, картины известных советских художников-маринистов, а также моряков-любителей. Среди экспонатов можно было увидеть судовую радиостанцию, штурманскую и рулевую рубки легендарного ледореза «Ф. Литке», модели первого в мире атомного ледокола «Ленин», сверхскоростного морского судна на подводных крыльях.

Выставка пользовалась большой популярностью у посетителей. Школьники, студенты, курсанты морских школ и училищ, специалисты и ветераны морского флота могли ознакомиться с достижениями нашей страны в области морского флота, историей техники флота и портов, изучением Мирового океана, работой на Северном морском пути и научными исследованиями в Арктике и Антарктике. Посетители получали сведения по географии и физике моря, а также по истории географических открытий. Участники разнообразных кружков при школах, Домах пионеров, клубах, домоуправлениях могли почерпнуть здесь много полезных материалов.

Специально для посетителей Выставки была разработана культурно-образовательная программа: экскурсии, занятия со школьниками и студентами, многочисленные выставки, научные семинары с заслуженными моряками, а также пионерские линейки и cборы. В лекционном зале на 100 мест демонстрировались фильмы, знакомящие с профессиями на морском флоте, а также с деятельностью человека по освоению морских просторов.

Посетив Выставку, школьники и их родители могли почерпнуть подробную информацию о поступлении в морские учебные заведения и Московский городской клуб юных моряков, речников и полярников, в котором ребята получали знания по десяти морским специальностям, не прерывая учебу в школе, а на летних каникулах проходили практику на морских судах.

Знакомство с экспозицией развивало чувство патриотизма у посетителей, имело большое значение для пополнения знаний учащихся в области мореплавания и эстетического воспитания школьников. Активная деятельность организации была интегрирована в общественную жизнь Москвы. На ВДНХ, в павильоне «Судостроение», экспонаты Выставки занимали ведущее место.

В 1989 году в соответствии с решением Министерства культуры РСФСР по приказу Всесоюзного объединения научно-технической информации и коммерческой рекламы «Мортехинформреклама», относящегося к Министерству морского флота, Выставка была преобразована в музей «Морской флот СССР».

После реорганизации музей продолжил активную деятельность: в 1990 году принял участие в Международной выставке в городе Нагасаки, показав уникальные экспонаты.

В 1994 году после президентского указа о возвращении здания храма Русской Православной Церкви, в котором экспозиция размещалась более тридцати лет, музей переехал в помещения Морской школы ДОСААФ на улице Адмирала Макарова. В период с 1994 по 2012 год музеем была развернута экспозиция в 15 залах, общая площадь которых составляла 1350 м2. В состав музея также входили кают-компания, «Клуб капитанов», морская библиотека, реставрационная и столярная мастерские. Здесь проводилась большая экскурсионная и выставочная деятельность, для посетителей организовывались циклы лекций и  консультации, заседания круглого стола и научные чтения.

За свою деятельность в 2004 году музей получил диплом III степени в смотре-конкурсе историко-патриотических музеев центральных аппаратов министерств и ведомств.

С 2004 года музей находится под ведомством Федерального агентства морского и речного транспорта.

В 2005 году распоряжением Правительства РФ от 5 января № 4-р музей был включен в перечень 68 музеев федерального значения, среди которых – Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный исторический музей.

С 11 сентября 2012 года ФБУ «Музей морского флота» располагается на улице Большая Ордынка, дом 19, строение 1. Несмотря на то, что он временно закрыт в связи с реставрацией здания, наши сотрудники проводят выездные лекции, экскурсии, викторины и консультации по истории отрасли. Музей активно ведет работу по комплектованию личных вещей работников отрасли, посвятивших свою жизнь служению стране на флоте.

В фондах музея хранятся личные вещи министров морского флота А.А. Афанасьева, Т.Б. Гуженко, капитанов дальнего плавания А.И. Щетининой, А.И. Дедюрина, В.Ф. Скорупского.

В 2014 году Г.С. Мышевская, дочь капитана Дальневосточного пароходства С.П. Мышевского, именем которого назван один из дизель-электроходов 550 проекта типа «Амгуэма», передала в дар музею уникальные документы, принадлежавшие ее отцу. В них собрана информация о яркой, но, к сожалению, короткой жизни человека, который, по мнению современников, отвечал представлению об идеальном капитане.

В 2014 году музей принял в дар пятиметровый швертбот «Лена», на котором всемирно известный яхтсмен Евгений Гвоздёв в 1992–1996 годах под российским флагом совершил свое первое одиночное кругосветное плавание. После реконструкции здания швертбот будет центральным экспонатом раздела, посвященного Гвоздёву.

Мы активно взаимодействуем с целым рядом крупнейших музеев как в Москве, так и в других городах. Деловые связи установлены с музеем Современной истории России, Государственным историческим музеем, Центральным музеем Вооруженных Сил Российской Федерации, мурманским музеем Атомный ледокол «Ленин». Тесной и плодотворной является работа с отраслевыми организациями.

Постоянно обновляющийся, открытый для сотрудничества Музей морского флота твердо смотрит в будущее в меняющемся мире.

 

Новости

  • День рождения И.Д. Папанина

    24.11.2017

    26 ноября 1894 года родился Иван Дмитриевич Папанин (1884-1986), советский полярный исследователь, контр-адмирал (1943), дважды Герой Советского Союза (1937, 1940).

    Подробнее...  
  • 115-летие со дня рождения министра морского флота СССР (1954–1970) В.Г. Бакаева

    20.11.2017

    21 ноября 2017 года исполняется 115 лет со дня рождения Виктора Георгиевича Бакаева (1902-1987), советского государственного деятеля, доктора технических наук, профессора, министра морского флота СССР (1954-1970).

    Подробнее...