Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

В фондах музея широко представлены предметы, которые отражают различные этапы развития истории науки и техники судостроения: детали судов, механизмы, средства управления судном, приборы, средства навигации, а также другие технические устройства, раскрывающие творческую деятельность ученых, инженеров и изобретателей, иллюстрирующие характерные особенности технического дизайна.

Многие предметы имеют большую историческую ценность: штурвал на рулевой колонке, находящийся в подлинной ходовой рубке легендарного ледореза «Ф. Литке»; бинокль Н.М. Николаева, капитана ледореза; машинный телеграф, осуществляющий связь командного мостика с машинным отделением; навигационные приборы, с помощью которых штурман выполнял прокладку маршрута судна по безбрежным морским просторам.

Коллекция включает уникальные модели судов и кораблей, сделанных в макетных мастерских судостроительных заводов, по которым можно проследить эволюцию судостроения с начала XIX века, а также получить информацию о технических характеристиках судов. Среди них можно выделить модель фрегата «Паллада» (1970-е годы), первым командиром которого был капитан-лейтенант П.С. Нахимов, в будущем ставший прославленным адмиралом. Корабль был построен с учетом всех  технических новшеств в конструкции и вооружении, принятых на флотах передовых стран Европы к началу 1830-х годов.

Отечественная история великих географических открытий представлена моделью шлюпа «Мирный». В 1820 году экспедиция под командованием известных русских мореплавателей Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыла шестой континент Земли – Антарктиду.

Начало эпохи использования паровых машин на судах демонстрирует модель первого российского серийного парохода «Ханка» (начало 1960-х годов).

По многочисленному собранию моделей ледоколов можно составить полное представление об истории ледокольного флота России – от самых ранних образцов  до современных атомоходов. Начало исследований в Арктике, первые антарктические экспедиции и освоение Северного морского пути, совместные действия морского транспорта с Военно-морским флотом в годы Великой Отечественной войны, современные полярные экспедиции – эти важнейшие вехи на пути развития отечественного флота неразрывно связаны с именами многих ледокольных судов.

Богатым разнообразием отличается коллекция судовых, измерительных и оптических приборов, средств навигации, управления и связи. В собрании музея имеются различные  образцы якорей, среди которых якорный камень – первый известный человечеству вид якоря, а также римский якорь V века, классические – адмиралтейские якоря и современные модификации якоря Холла.

Модель фрегата «Паллада». 1970-е гг. Из фондов музеяЯкорный камень. Из фондов музеяМодель атомного ледокола «Арктика». Из фондов музеяМашинный телеграф. Из фондов музеяПрибор штурманский (протрактор). Из фондов музеяШтурвал и нактоуз ледореза «Ф. Литке». Из фондов музея

Адмиралтейский якорь. Из фондов музеяЯкорь Матросова (разновидность якоря Холла). Из фондов музея

Новости

  • 100-летие со дня рождения министра морского флота СССР (1970–1986) Т.Б. Гуженко

    14.02.2018

    15 февраля 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения советского государственного деятеля, министра морского флота СССР (14 января 1970 г. - 27 сентября 1986 г.), Героя Социалистического Труда (1977 г.) Тимофея Борисовича Гуженко (1918-2008).

    Подробнее...  
  • 100-летие со дня начала Ледового похода Балтийского флота

    14.02.2018

    100 лет назад, 19 февраля 1918 года, начался Ледовый поход Балтийского флота.

    Подробнее...