Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

16.08.2017

17 августа 1719 года начали работать первые русские маяки в Финском заливе.

Первые маяки в России были построены в 1702 году в устье Дона и в 1704 году на Петропавловской крепости в Петербурге. Однако начало планового строительства маяков на Балтийском море, по приказу Петра I, началось в 1719 году. Первым из построенных в 1719 году маяков стал Толбухин маяк на Котлинской косе около Кронштадта. Сохранился собственноручный эскиз Петра I с указанием основных размеров маячной башни и припиской: «Протчее дается на волю архитектору». Сооружение каменного здания требовало значительных средств и большого числа искусных каменщиков. Строительство затягивалось, и царь приказал срочно построить временную деревянную башню. Его приказание было выполнено, и в 1719 году на маяке вспыхнул свет. С 1736 года маяк носит имя полковника Ф.С. Толбухина, разгромившего в 1705 году шведский морской десант на Котлинской косе. В 1724 году в Финском заливе начал работать маяк Кери (Кокшер) на одноименном острове. К началу XIX века на побережье Балтийского моря действовало уже 15 маяков.

См. публикацию «Первый русский маяк»

См. публикацию «210-летие создания маячной службы России»

Толбухинский маяк. Собрание Музея морского флота

Маяк в Финском заливе. Собрание Музея морского флота

Шепелевский маяк. Финский залив. Собрание Музея морского флота

Новости

Все новости музея