Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

26.05.2017

27 мая 1807 года считается официальной датой создания маячной службы России. Именно в этот день 210 лет назад император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды». В документе предусматривалось введение на всех маяках масляного освещения и единых штатов (один смотритель и пять–восемь служителей морского ведомства на каждом маяке). «Для лучшего наблюдения за содержанием в надлежащем устройстве и за исправным освещением как неподвижных, так и плавучих маяков на Балтике» была учреждена особая должность директора маяков. При нем, по особому штату, положены были два помощника и «письмоводец», а на местах особые смотрители из классных чиновников, по одному на каждом, «с потребным числом служителей из нижних чинов морского ведомства, которые должны были оставаться при этих местах бессменно до отставки».

Первым директором балтийских маяков стал капитан 2-го ранга Л.В. Спафарьев. В его ведении находилось 19 маяков. Спафарьев управлял дирекцией балтийских маяков более 30 лет (с 1807 по 1838 год) и довел маячную часть, как свидетельствуют его современники, «до совершенства». На Черном море первые маяки, Херсонесский и Тарханкутский, были построены в 1816 году, но начали освещение 16 июня 1817 года после установки фонарей-рефлекторов, доставленных из Санкт-Петербурга директором балтийских маяков Спафарьевым.

См. публикацию «Первый русский маяк»

Фотография 1960-1970-х гг. из собрания Музея морского флота

Фотография 1960-1970-х гг. из собрания Музея морского флота

Фотография 1960-1970-х гг. из собрания Музея морского флота

Новости

Все новости музея