Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

10.05.2017

10 мая 1899 года был заложен российский бронепалубный крейсер I ранга «Варяг», прославившийся героическим неравным боем с японской эскадрой в 1904 году. Судно было построено на судостроительном заводе фирмы «Крамп» в Филадельфии (США) и спущено на воду 19 октября 1899 года (водоизмещение 6640 т, дальность плавания – 6100 миль, максимальная скорость – 24 узла, вооружение 12–152-мм, 12–75-мм и 8–47-мм орудий, 6 торпедных аппаратов).

В 1901 году после вступления в состав флота России крейсер «Варяг» совершил переход на Дальний Восток и в марте 1902 года вошел в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре.

С начала января 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле как стационеры. В Чемульпо также находились стационерами корабли ряда других государств. 8 февраля 1904 года японская эскадра (2 броненосных крейсера, 4 бронепалубных крейсера и 8 миноносцев) под командованием контр-адмирала Уриу блокировала Чемульпо с целью прикрыть высадку десанта (около 2 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». 9 февраля командир «Варяга» капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. На выходе из порта русские корабли были атакованы японской эскадрой.

Ожесточенный артиллерийский бой продолжался в течение часа. За это время «Варяг», согласно рапорту В.Ф. Руднева, выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец»  – 52 снаряда, нанесших ему серьезный урон. В свою очередь, «Варяг» получил тяжелые повреждения, в бою и от ран после боя погибло 33 человека, ранено около 120  человек. Корабль не имел возможности продолжать сражение, поэтому он вернулся в Чемульпо, где и был затоплен. Канонерская лодка «Кореец» была взорвана. Затем экипажи русских кораблей были приняты на иностранные суда и через нейтральные порты вернулись в Россию. Команды «Варяга» и «Корейца» были встречены как национальные герои: все офицеры были награждены орденами Св. Георгия, а матросы – георгиевскими крестами. Подвиг российских моряков, смело вышедших на бой с превосходящим врагом, стал известен всему миру и вызвал неподдельное восхищение мировой общественности.

Крейсер «Варяг» был поднят японцами в августе 1905 года и включен в состав японского флота под названием «Сойя» как учебный корабль. Отдавая честь подвигу русских моряков, японцы оставили на корме название «Варяг», а при подъеме на борту была сделана надпись: «На этом корабле мы будем учить вас, как надо любить свою Родину».

В 1916 году крейсер «Сойя» был выкуплен Россией. Крейсер перевели во Владивосток, после чего под прежним именем «Варяг» был включен в состав флотилии Северного Ледовитого океана и совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане. В феврале 1917 года «Варяг» ушел на ремонт в Великобританию, где был конфискован англичанами. В 1920 году корабль продали на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море и впоследствии был взорван.

В 1954 году по случаю 50-летия подвига у Чемульпо было принято постановление Президиума ЦК КПСС о награждении и назначении пенсий ветеранам крейсера «Варяг». Оставшиеся в живых члены экипажа крейсера были награждены медалями «За Отвагу». В 1965 году в состав Тихоокеанского флота вошел гвардейский ракетный крейсер проекта 58 «Варяг», прослуживший до 1990 года. В настоящее время в состав Тихоокеанского флота входит гвардейский ракетный крейсер проекта 1164 «Варяг» и малый противолодочный корабль проекта 1124 «Кореец».

В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые детали корабля. Во Владивостоке есть улица Героев «Варяга». Памятники капитану крейсера В.Ф. Рудневу установлены в Туле, Новомосковске и на его родине в селе Савино Заокского района Тульской области.  В Хабаровске установлена памятная доска с бюстом Руднева на улице, носящей его имя. В 2007 году на месте затопления крейсера, на берегу залива Ферт-оф-Клайд возле шотландского городка Лендалфут, установлен памятник «Варягу». Подвигу экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» посвящены широко известные песни «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» и «Плещут холодные волны».

Композиция, состоящая из пяти моряков на борту судна «Варяг». 1970-е гг. Собрание Музея морского флота

Крейсер 1-го ранга «Варяг». Фотография из собрания Музея морского флота

Новости

  • 100-летие со дня рождения министра морского флота СССР (1970–1986) Т.Б. Гуженко

    14.02.2018

    15 февраля 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения советского государственного деятеля, министра морского флота СССР (14 января 1970 г. - 27 сентября 1986 г.), Героя Социалистического Труда (1977 г.) Тимофея Борисовича Гуженко (1918-2008).

    Подробнее...  
  • 100-летие со дня начала Ледового похода Балтийского флота

    14.02.2018

    100 лет назад, 19 февраля 1918 года, начался Ледовый поход Балтийского флота.

    Подробнее...