Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

19.06.2019

20 июня 1934 года, 85 лет назад, было принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по освоению Северного морского пути».

Северный морской путь считается главной и важнейшей магистралью российского судоходства в Арктической зоне. Он идет по морям, впадающим в Северный Ледовитый океан. Данная морская магистраль соединяет порты, расположенные в Европейской и Дальневосточной частях России. Общая длина СМП – порядка 5600 км, масштабы простираются в рамках территориальных вод шириной в 12 миль.

В 1923 году начала работу первая полярная станция (пролив Маточкин Шар) в Советском Союзе. В 1924 года стала регулярно проводится разведка и обзор льдов с воздуха. В 1932 году состоялась легендарная экспедиция О.Ю. Шмидта, в ходе которой ледокольный пароход «А. Сибиряков» за одну навигацию впервые преодолел весь Северный морской путь с запада на восток. СНК СССР 17 декабря 1932 года опубликовал Постановление об учреждении Главсевморпути. С того времени этот день является датой официального открытия данной магистрали. С принятием Постановления в 1934 году исследования Крайнего Севера стали регулярными и более целенаправленными. Первая крупная транспортная операция состоялась в 1935 году. Она была осуществлена лесовозами «Искра» и «Ванцетти» из Ленинграда во Владивосток. В 1936 году эсминцы «Войков» и «Сталин» прошли из Кронштадта во Владивосток за одну навигацию. Это стало важным историческим событием. Оно позволило усилить Тихоокеанский и Северный флоты. Появилась возможность быстро перебрасывать суда с флота на флот. В годы Великой Отечественной войны Северная морская магистраль была чрезвычайно важна для советского Севера. По ней проводились боевые корабли, флот обеспечивался каменным углем, а промышленность страны – медью, лесом, никелем. По этому пути под защитой военных судов Северного флота было перевезено более 4 миллионов различных грузов.

Сегодня очевидно, насколько важна Северная морская магистраль для нашей страны. Значение Северного морского пути как уникальной транспортной артерии определяется потребностями функционирования хозяйственных комплексов, промышленного освоения районов побережья Арктики. Атомные ледоколы, работающие на СМП, обеспечивают стабильность функционирования всей морской магистрали и решают задачи, связанные с облегчением доступа к регионам Крайнего Севера России, а также арктическому шельфу. Российскими учеными ведется разработка конструкторской документации для создания новых ледоколов, которые должны обладать повышенной ледопроходимостью, предположительно составляющей не менее 3,5 м, тогда как у судов, эксплуатируемых сегодня, данный показатель составляет не более 2,9 м.

Начиная с 2016 года В ЦКБ «Айсберг» разрабатываются  проекты ледоколов серии 10510 «Лидер» (тип ЛК-110Я и ЛК-120Я). В АО «ОКБМ Африкантов» закончены разработки технического проекта ядерной энергетической установки РИТМ-400 для ледоколов этого проекта, а в ФГУП «Крыловский государственный научный центр» – единой электрической схемы  и системы электродвижения. В марте 2019 года в Санкт-Петербурге начались модельные испытания, по результатам которых будет принято решение  о  сдаче проекта  в производство. Подобные ледоколы будут способны обеспечивать круглогодичную проводку крупнотоннажных транспортных судов на всем протяжении Северного морского пути, со скоростью до 12 узлов во льдах толщиной до двух метров и до четырех – со скоростью 1,5–2 узла. В апреле 2019 года на форуме «Арктика – территория диалога» председатель правления ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон заявил о том, что «Росатом» планирует построить три таких корабля к 2035 году, которые станут самыми мощными и крупными ледоколами в мире.

См. публикацию «Постановление «О мероприятиях по освоению Северного морского пути»

См. публикацию «100-летие со дня образования Комитета Северного морского пути»

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. 1970-1980-е гг. Собрание Музея морского флотаКниги из фондов Музея морского флота Книга из фондов Музея морского флота

 

Новости

  • В Госдуме открылась выставка «Законъ. К истории транспорта России»

    18.09.2019

    18 сентября в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации открылась выставка "Законъ. К истории транспорта России".

    Подробнее...  
  • 60-летие выхода на ходовые испытания первого атомного ледокола «Ленин»

    11.09.2019

    12 сентября 1959 года, 60 лет назад, с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания атомный ледокол "Ленин" под командованием капитана П.А. Пономарева (1896-1973).

    Подробнее...