Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

16.01.2018

17 января 1942 года капитану 2-го ранга И.А. Колышкину, первому из подводников в Великой Отечественной войне, было присвоено звание Героя Советского Союза.

Иван Александрович Колышкин родился 21 августа 1902 года в деревне Кутинец Ярославской губернии в крестьянской семье. Окончил 4 класса сельской церковно-приходской школы. После смерти отца в 1914 году работал в хозяйстве родителей, чтобы мать смогла прокормить младших детей, добрался до Петрограда и поступил в услужение к одному из купцов-земляков. Работал «мальчиком», разнорабочим, раскройщиком кож. В 1917 году вернулся на родину. С 1919 года работал на речном транспорте: матрос, кочегар парохода, помощник шкипера баржи, плавал по Мариинской водной системе от Волги до Петрограда.

В 1925 году окончил школу рулевых в Кронштадте. Служил краснофлотцем, рулевым, старшиной на катере «Волна», затем командиром отделения рулевых на Балтийском флоте. Во время учебы участвовал в походе вокруг Скандинавии на учебном корабле «Комсомолец» в Архангельск и обратно. После окончания параллельных классов при военно-морском училище имени М.В. Фрунзе в 1932 году проходил последовательно службу командиром торпедной группы, командиром артиллерийской боевой части подводной лодки Д-1 «Де­кабрист» Северной военной флотилии. В 1934–1935 годах обучался на курсах усовершенствования командного состава в отряде подводного плавания имени С.М. Кирова, после чего был назначен помощником командира подводной лодки Л-2. Затем исполнял должность помощника командира подводной лодки «Декабрист». С 1935 по 1938 год командовал подводной лодкой Щ-404, а затем подводной лодкой «Декабрист». Проявил себя выдающимся мастером подводного плавания в условиях Крайнего Севера. Первым на флоте выполнял дальние походы, в том числе к берегам архипелага Новая Земля. Осваивал плавание подо льдами, участвовал в экспедиции по спасению папанинцев в 1938 году. За эти достижения одним из первых подводников-североморцев был награжден орденом Красной Звезды.

В 1938–1943 годах И.А. Колышкин – командир 3-го дивизиона подводных лодок Северного флота. Участвовал в советско-финской войне 1939–1940 годов. Выполнил два боевых похода в Баренцевом море для выполнения разведывательных заданий.

22 июня 1941 года командир 3-го дивизиона бригады подлодок Северного флота капитан 3-го ранга И.А. Колышкин вышел в свой первый боевой поход на подводной лодке Щ-401. Второй поход Колышкин совершил старшим на борту подлодки М-172. В этот раз М-172 торпедировала транспорты в порту противника. Третий поход Иван Александрович совершил на борту подводной лодки «Декабрист». С начала войны по январь 1942 года подводные лодки дивизиона под командованием капитана 2-го ранга И.А. Колышкина потопили 8 транспортов и сторожевых кораблей противника общим водоизмещением 72,5 тысячи тонн.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 января 1942 года за успешное командование вверенным дивизионом и проявленные мужество и героизм И.А. Колышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 655). Он стал первым Героем Советского Союза из моряков-подводников, удостоенным этого звания во время Великой Отечественной войны. Интересно, что радиограмму с сообщением о присвоении ему звания Героя Советского Союза Колышкин получил в своем 4-м боевом походе на подводной лодке Н.А. Лунина. По возвращении из удачного похода друзья и командование устроили ему торжественную встречу. Звезду Героя Иван Колышкин получил лишь 12 апреля 1942 года на причале из рук командующего Северным флотом адмирала А.Г. Головко.

С 19 февраля 1943 года и до конца войны И.А. Колышкин командовал бригадой подводных лодок Северного флота. В 1944 году ему было присвоено воинское звание контр-адмирала. В 1943 году бригада подводных лодок Северного флота была награждена орденом Красного Знамени, став первым в советском ВМФ Краснознаменным соединением подводных лодок. В 1944 году бригада подводных лодок Северного флота была награждена орденом Ушакова 1-й степени и стала первым, и до сих пор единственным, дважды орденоносным соединением подводных лодок в отечественном Военно-морском флоте. Подводники бригады Колышкина с апреля 1943 года по май 1945-го потопили 34 транспорта, 1 танкер и 16 боевых кораблей противника, выполнили 14 минных постановок, на которых подорвались и затонули еще 5 транспортов и кораблей врага.

За время войны И.А. Колышкин  провел сотни дней в походах, участвовал в десятках торпедных атак, стал «крестным  отцом» побед многих экипажей. Никогда подводники  не видели своего  командира в подавленном  настроении. Между тем он нередко и грустил, и страдал, и даже отчаивался. Разве кто знает, каково ему было терять друзей и родных в этом огненном вихре войны. 10 апреля 1942 года вернувшись из боевого похода на К-22 Иван Александрович узнал скорбную весть, в блокадном Ленинграде погибла его жена…

После окончания войны И.А. Колышкин продолжал командовать своей бригадой, пока в 1947 году медицинская комиссия не отстранила его от подводной работы по состоянию здоровья и не порекомендовала «сменить климат». В этом же году Колышкин был назначен начальником отдела кадров ВМС Главного управления кадров Вооруженных Сил. В 1948–1950 годах учился в Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова (ныне Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации). В 1950 году стал начальником Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова. В 1953–1955 годах Колышкин служил заместителем начальника 2-го отдела (подготовка подводных лодок) Управления боевой подготовки Главного штаба ВМС, затем до выхода в отставку в 1959 году трудился уполномоченным, старшим упол­номоченным и заместителем начальника Управления государственной приемки ко­раблей ВМФ.

В марте 1959 года И.А. Колышкин был уволен в отставку по состоянию здоровья. Из воспоминаний И.А. Колышкина: «Да, я очень доволен своей  жизнью. В  ней  из  значительного, большого  мне  всегда  хотелось  одного – быть  полезным  своей  стране, своему  народу. В этом желании и стремлении мне крупно повезло. Судьба подарила мне любимое  поприще – морскую, флотскую  службу. Ей я отдавался беззаветно, самозабвенно. Горд  тем, что  привелось быть среди тех, кто стоял у истоков советского подводного флота, тем, что участвовал в защите нашей социалистической Родины от фашистского  нашествия…» 18 сентября 1970 года перестало биться его беспокойное сердце.

За время службы И.А. Колышкин был награжден двумя орденами Ленина (в 1942 и 1950 гг.), пятью орденами Красного Знамени (в 1942, 1943, 1944, 1945 и 1954 гг.), орденами Ушакова 2-й степени (в 1944 г.), Красной Звезды (в 1938 г.), именным оружием (в 1952 г.) и многими медалями. Колышкин является автором книги воспоминаний о подвигах подводников-североморцев в годы Великой Отечественной войны «В глубинах полярных морей».

Именем И.А. Колышкина были названы плавбаза подводных лодок Северного флота, суда Министерства рыбного хозяйства СССР и Министерства речного флота РСФСР, улицы в Ярославле, Заозерске, Североморске, Курятьево и Рыбинске. В Ярославле в музеях школ № 41 и № 55 созданы экспозиции памяти Героя Советского Союза И.А. Колышкина.

Герой Советского Союза И.А. Колышкин. Скульптор И.В. Маркелова (?). 1980-е гг. Собрание Музея морского флота

И.А. Колышкин. 1942 г. Источник изображения:
http://img0.joyreactor.cc/pics/comment/%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%82-592536.jpeg

И.А. Колышкин в последние годы жизни. Источник изображения:
http://samlib.ru/img/w/werjuzhskij_n_a/moiputi/mp-10.jpg

Новости

  • День командира корабля

    08.10.2018

    8 октября в России ежегодно отмечается День командира надводного, подводного и воздушного корабля - профессиональный праздник командиров экипажей кораблей.

    Подробнее...  
  • Вступление в строй первого отечественного плавучего дока

    04.10.2018

    5 октября 1742 года вступил в строй первый в истории отечественного кораблестроения плавучий док, спущенный на Адмиралтейской верфи на воду и доставленный в Кронштадт.

    Подробнее...