Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

26.05.2017

27 мая 1942 года советский пароход «Старый большевик» совершил героический подвиг, ставший символом стойкости моряков из состава арктических конвоев. Судно в течение одного только дня – 27 мая 1942 года – пережило 47 атак немецких самолетов и все-таки даже после прямого попадания бомбы сумело дойти до Мурманска.

Судно было построено в 1933 году на Северной верфи в Ленинграде и относилось к разряду крупнотоннажных лесовозов (длина около 111 м, водоизмещение – 8780 т, грузоподъемность – 5700 т генеральных грузов или 5100 т лесных материалов).

С началом Великой Отечественной войны «Старый большевик» Мурманского морского пароходства был выделен для участия в перевозках воинских грузов по ленд-лизу в составе союзных конвоев. Командовал судном капитан И.И. Афанасьев (1901–1952). В конце марта 1942 года «Старый большевик» пришел в Нью-Йорк, где на его борт погрузили свыше 4000 т снарядов и взрывчатки, а также полтора десятка самолетов. В начале мая судно вышло в открытое море и взяло курс на Рейкьявик, где в то время формировалось большинство полярных конвоев. А поздним вечером 19 мая 1942 года сформированный караван PQ-16 взял курс на Мурманск. Первые пять дней пути прошли спокойно: гитлеровские самолеты или подводные лодки не добирались до каравана. Но утром 25 мая, когда конвой достиг острова Ян-Майен, его атаковали два десятка бомбардировщиков и торпедоносцев. Атаки следовали одна за другой, а короткие майские ночи не приносили судам и кораблям конвоя большого облегчения. Самым тяжелым для PQ-16 стал день 27 мая – тот самый, который навсегда изменил судьбу «Старого большевика» и его экипажа. 47 атак вражеских самолетов были отражены, но одна из бомб попала в носовую часть судна. Начался пожар, и возникла угроза взрыва. Командир английского флагманского корабля конвоя предложил экипажу «Старого большевика» покинуть судно и перейти на один из кораблей охранения, но, получив отрицательный  ответ, конвой ушел и оставил пароход и его экипаж в одиночку бороться с огнем. Героическими усилиями советских моряков пожар был ликвидирован, восстановлена способность судна идти своим ходом, спасен ценный военный груз.

2 июня «Старый Большевик» в составе конвоя прибыл в Мурманск. За свой подвиг судно было награждено орденом Ленина. Капитан лесовоза И.И. Афанасьев, помощник капитана К.М. Петровский и рулевой Б.И. Аказенок удостоены звания Героя Советского Союза, орденами и медалями наградили и всех остальных членов экипажа – как живых, так и погибших.

В июне 1942 года «Старый большевик» в составе очередного конвоя ушел в Англию, откуда перешел на Тихий океан и до ноября 1945 года, действуя в составе Дальневосточного морского пароходства, продолжал заниматься доставкой военных грузов из США. Судно оставалось в рабочем строю до 1969 года.

Память о «Старом большевике» и его героическом экипаже жива и поныне. В 2011 году Окская судоверфь сдала азовским морякам универсальный сухогруз «Капитан Афанасьев» (тип RSD44 «Герои Сталинграда», серия из десяти судов). А в Мурманске с 1960 года трудится спасательное судно-буксир «Капитан Афанасьев», проведшее не одну спасательную операцию в Арктике.

«Подвиг экипажа парохода «Старый Большевик» в бою с немецкой авиацией». Художник А.Д. Шмаринов, 1958 г. Собрание Музея морского флота

Фотография с изображением судна «Старый большевик» 1970 года, названного в честь легендарного парохода, из собрания Музея морского флота

Новости

Все новости музея