26.05.2017
27 мая 1942 года советский пароход «Старый большевик» совершил героический подвиг, ставший символом стойкости моряков из состава арктических конвоев. Судно в течение одного только дня – 27 мая 1942 года – пережило 47 атак немецких самолетов и все-таки даже после прямого попадания бомбы сумело дойти до Мурманска.
Судно было построено в 1933 году на Северной верфи в Ленинграде и относилось к разряду крупнотоннажных лесовозов (длина около 111 м, водоизмещение – 8780 т, грузоподъемность – 5700 т генеральных грузов или 5100 т лесных материалов).
С началом Великой Отечественной войны «Старый большевик» Мурманского морского пароходства был выделен для участия в перевозках воинских грузов по ленд-лизу в составе союзных конвоев. Командовал судном капитан И.И. Афанасьев (1901–1952). В конце марта 1942 года «Старый большевик» пришел в Нью-Йорк, где на его борт погрузили свыше 4000 т снарядов и взрывчатки, а также полтора десятка самолетов. В начале мая судно вышло в открытое море и взяло курс на Рейкьявик, где в то время формировалось большинство полярных конвоев. А поздним вечером 19 мая 1942 года сформированный караван PQ-16 взял курс на Мурманск. Первые пять дней пути прошли спокойно: гитлеровские самолеты или подводные лодки не добирались до каравана. Но утром 25 мая, когда конвой достиг острова Ян-Майен, его атаковали два десятка бомбардировщиков и торпедоносцев. Атаки следовали одна за другой, а короткие майские ночи не приносили судам и кораблям конвоя большого облегчения. Самым тяжелым для PQ-16 стал день 27 мая – тот самый, который навсегда изменил судьбу «Старого большевика» и его экипажа. 47 атак вражеских самолетов были отражены, но одна из бомб попала в носовую часть судна. Начался пожар, и возникла угроза взрыва. Командир английского флагманского корабля конвоя предложил экипажу «Старого большевика» покинуть судно и перейти на один из кораблей охранения, но, получив отрицательный ответ, конвой ушел и оставил пароход и его экипаж в одиночку бороться с огнем. Героическими усилиями советских моряков пожар был ликвидирован, восстановлена способность судна идти своим ходом, спасен ценный военный груз.
2 июня «Старый Большевик» в составе конвоя прибыл в Мурманск. За свой подвиг судно было награждено орденом Ленина. Капитан лесовоза И.И. Афанасьев, помощник капитана К.М. Петровский и рулевой Б.И. Аказенок удостоены звания Героя Советского Союза, орденами и медалями наградили и всех остальных членов экипажа – как живых, так и погибших.
В июне 1942 года «Старый большевик» в составе очередного конвоя ушел в Англию, откуда перешел на Тихий океан и до ноября 1945 года, действуя в составе Дальневосточного морского пароходства, продолжал заниматься доставкой военных грузов из США. Судно оставалось в рабочем строю до 1969 года.
Память о «Старом большевике» и его героическом экипаже жива и поныне. В 2011 году Окская судоверфь сдала азовским морякам универсальный сухогруз «Капитан Афанасьев» (тип RSD44 «Герои Сталинграда», серия из десяти судов). А в Мурманске с 1960 года трудится спасательное судно-буксир «Капитан Афанасьев», проведшее не одну спасательную операцию в Арктике.