Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

29.12.2018

1 января 1932 года начался 2-й Международный полярный год, во время которого 44 страны проводили по единому плану исследования в северном полярном бассейне. Активное участие в этих исследованиях принимал Советский Союз.

По замыслу организатора 2-го Международного полярного года Международной метеорологической организации, он был призван объединить международные усилия в исследовании арктического и антарктического полярных регионов. 2-й Международный полярный год проходил с 1932 по 1933 год. В нем приняли участие ученые из 44 стран, работавшие на 34 исследовательских станциях, из которых 7 работало в Антарктиде. Первое заседание комиссии по проведению полярного года в СССР состоялось в 1930 году в Ленинграде.

Планом 2-го Международного полярного года предполагалось, что исследования ограничатся геофизическими наблюдениями, проводимыми одновременно одинаковыми приборами и по единой методике, на кольце станций, расположенных вокруг Северного полюса. Эти наблюдения имели целью только изучение общей циркуляции атмосферы, состояния магнитного поля и атмосферного электричества. Однако одновременно с изучением общей циркуляции атмосферы было необходимо также изучать общую циркуляцию океана и взаимодействие океана и атмосферы. Поэтому было предложено ввести в программу широкие океанологические исследования во всех арктических морях.

В ходе 2-го Международного полярного года были основаны новые метеорологические и геомагнитные станции в Арктике и Антарктике, организованы специальные экспедиции с использованием судов и самолетов, произведены наблюдения по метеорологии, геомагнетизму, земным токам, радиации и содержанию озона, а также исследовано высотное струйное течение.

В СССР во время 2-го Международного полярного года было значительно увеличено число гидрометеорологических станций и обсерваторий на крайних северных точках побережья и на островах Советской Арктики. В числе вновь построенных станций были станция на острове Рудольфа, крайнем северном острове Земли Франца-Иосифа, станция на мысе Челюскина, крайней северной точке азиатского материка, станция на острове Котельном, северо-западном из островов Анжу, и другие. В соответствии с этим всем советским судам, плававшим в 1932–1933 годах в арктических морях, было предложено производить особо тщательные и более полные гидрометеорологические наблюдения. Кроме того, на всех морях Советской Арктики во время 2-го Международного полярного года были проведены специальные научные морские экспедиции. Так, в Гренландском море работало экспедиционное судно «Персей», в Баренцовом море – экспедиционное судно «Н. Книпович», в Карском море – ледокольные пароходы «Таймыр» и «Русанов», в Чукотском и Беринговом морях в 1932 году – пароход «Дальневосточник» и в 1933-м – «Красноармеец».

В рамках 2-го Международного полярного года в 1932 году состоялась знаменитая экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков», впервые в истории прошедшая в одну навигацию весь Северный морской путь с запада на восток и своими наблюдениями как бы соединившая научные наблюдения экспедиций, работавших на крайнем западе и на крайнем востоке Советской Арктики. Экспедиция «А. Сибирякова» открыла регулярные плавания судов по СМП.

Все эти экспедиции, работавшие по единому плану и производившие наблюдения по единой методике, едиными приборами, в течение двух навигаций выполнили первые одновременные океанологические съемки всех морей советского сектора Арктики. Особое внимание при этом было обращено на изучение проливов.

Научные и практические результаты 2-го Международного полярного года бесценны. Были построены первые карты погоды северного полушария, показывающие ее состояние каждые 6 часов в течение года. Измерены глубины Ледовитого океана, открыты некоторые закономерности возникновения полярных сияний и их связи с солнечной активностью, установлена скорость протекания геомагнитных явлений. Этот год стал важной вехой в познании Земли, так как и его достижения, и его неудачи подтвердили необходимость согласованных действий геофизиков различных стран.

См. публикацию «Подвиг «А. Сибирякова»

См. публикацию «Подвиг ледокольного парохода «Сибиряков» в разделе «Кают-компания»

См. публикацию «День полярника»

Карта плаваний «Дальневосточника» в 1932 г. и «Красноармейца» в 1933 г. во время 2-го Международного полярного года. Источник изображения: https://biography.wikireading.ru/255359

Карта плаваний «Персея» во время 2-го Международного полярного года в 1932 и 1933 гг. Источник изображения: https://biography.wikireading.ru/255359

Книга из фондов Музея морского флота

Календарь карманный «Полярное солнце». СССР, 1973 г. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. Собрание Музея морского флота

Новости

  • В Госдуме открылась выставка «Законъ. К истории транспорта России»

    18.09.2019

    18 сентября в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации открылась выставка "Законъ. К истории транспорта России".

    Подробнее...  
  • 60-летие выхода на ходовые испытания первого атомного ледокола «Ленин»

    11.09.2019

    12 сентября 1959 года, 60 лет назад, с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания атомный ледокол "Ленин" под командованием капитана П.А. Пономарева (1896-1973).

    Подробнее...