Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

28.12.2018

30 (19) декабря 2018 года исполняется 230 лет со дня рождения Отто Евстафьевича Коцебу (1788 (по некоторым данным, 1787) – 1846), капитана 1-го ранга, известного российского мореплавателя и исследователя, совершившего три кругосветных плавания.

О.Е. Коцебу родился в Ревеле в небогатой дворянской семье. Семи лет от роду он был определен в Морской кадетский корпус и после его окончания был назначен, в качестве волонтера, на шлюп «Надежда», отправляющийся в первое российское кругосветное плавание. В ходе плавания (1803–1806) Коцебу прошел прекрасную океанскую школу. Во время русско-шведской войны 1808–1809 годов он командовал транспортом на Балтике. В 1811–1814 годах – яхтой на Белом море.

В 1815–1818 годах О.Е. Коцебу руководил кругосветной научно-исследовательской экспедицией на бриге «Рюрик». В ходе плавания, в апреле–мае 1816 года, он открыл обитаемый остров Тикеи, атоллы Такапото, Арутуа и Тикехау (все – архипелаг Туамоту), а в цепи Ратак Маршалловых островов открыл атоллы Утирик и Така. Коцебу также описал берег Аляски на протяжении почти 600 км, открыл бухту Шишмарева, остров Сарычева и обширный залив Коцебу, а в нем бухты Доброй Надежды (ныне – Гудхоп) и Эшшольц с полуостровом Хорис и островом Шамиссо. Совместно с натуралистами «Рюрика» мореплаватель открыл на Аляске ископаемый лед с бивнем мамонта и дал первое этнографическое описание североамериканских эскимосов. В январе–марте 1817 года он снова исследовал Маршалловы острова, открыв семь обитаемых атоллов в цепи Ратак: Меджит, Вотье, Эрикуб, Малоэлап, Аур, Аилук и Бикар. А также нанес на карту ряд атоллов, координаты которых его предшественники определили неправильно, и «закрыл» несколько несуществующих островов. В итоге Коцебу доказал, что Маршалловы острова состоят из двух параллельных цепей и впервые высказал верную идею о происхождении коралловых атоллов, позднее разработанную Ч. Дарвином. Затем он вновь направился в северную часть Берингова моря. Изучение американского и азиатского берегов Берингова пролива и его глубин позволило Коцебу первому высказать гипотезу о существовании в далеком прошлом перемычки между двумя материками. На обратном пути он открыл обитаемый атолл Ликиеп в цепи Ратак. По возвращении на Балтику в 1819–1822 годах Коцебу исполнял должность офицера для особых поручений в Ревеле.

В 1823 году О.Е. Коцебу был назначен командиром шлюпа «Предприятие», отправлявшегося на Камчатку и Аляску. Командуя шлюпом, Коцебу в 1823–1826 годах совершил третье кругосветное плавание. В марте 1824 года он открыл обитаемый атолл Фангахина (архипелаг Туамоту) и остров Моту-Оне (архипелаг Общества), а в октябре 1825 года – атоллы Ронгелап и Бикини (цепь Ралик, Маршалловы острова). В ходе плавания проводил многочисленные определения удельного веса, солености, температуры и прозрачности морской воды в умеренном и жарком поясах.

По возвращении из плавания в 1826 году О.Е. Коцебу был произведен в капитаны 2-го ранга. Дальнейшую службу проходил в Ревельской эскадре, командуя линейным кораблем «Император Петр I». В 1829 году был произведен в капитаны 1-го ранга. В связи с ухудшением состояния здоровья подал прошение об отставке. В 1830 году Коцебу был уволен со службы. Последние шестнадцать лет жизни мореплаватель провел в своем имении Кыуэ под Ревелем, занимаясь сельским хозяйством.

В честь О.Е. Коцебу назван открытый им залив к востоку от Берингова пролива и улица в его родном городе Таллине. От одноименного залива получил название и город Коцебу на Аляске (США). Также именем мореплавателя названа линия породы аляскинских маламутов и бабочка «Pachliopta kotzebuea» («Парусник Коцебу»), обитающая на Филиппинских островах и в Малайзии и впервые описанная О.Е. Коцебу.

См. публикацию «Три кругосветки Коцебу» в разделе «Кают-компания»

Капитан 1-го ранга О.Е. Коцебу. Источник изображения:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3d/Otto_von_Kotzebue_-_Forschungsreisender.jpg

Карта плаваний О.Е. Коцебу. Источник изображения:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/09/Kozebuemap.jpg

Книга из фондов Музея морского флота

Новости

  • В Госдуме открылась выставка «Законъ. К истории транспорта России»

    18.09.2019

    18 сентября в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации открылась выставка "Законъ. К истории транспорта России".

    Подробнее...  
  • 60-летие выхода на ходовые испытания первого атомного ледокола «Ленин»

    11.09.2019

    12 сентября 1959 года, 60 лет назад, с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания атомный ледокол "Ленин" под командованием капитана П.А. Пономарева (1896-1973).

    Подробнее...