Музей морского флота Разрешено строительство частных торговых судов
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

01.02.2017

2 февраля 1702 года Петром I подписана грамота, разрешавшая холмогорским купцам Осипу и Федору Баженовым (Бажениным) вести судостроительное дело, благодаря чему возникла целая династия архангелогородских мастеров, давших российскому флоту десятки кораблей и судов различных классов и типов.

В сентябре 1693 года на обратном пути из Архангельска в Москву Петр I осмотрел расположенные на притоке Северной Двины реке Вавчуге водяные лесопилки и мельницы купцов Осипа и Федора Бажениных. Оценив добросовестное отношение к своему делу и незаурядную предприимчивость братьев, царь предложил им подумать о постройке вблизи лесопильных мельниц частной судостроительной верфи. Баженовы согласились и получили царские привилегии. Ознакомившись с технологией судостроения и конструкцией стапелей на казенной Соломбальской верфи, а также наняв необходимых специалистов и работников, Баженины заложили вблизи своих мельниц новую верфь с несколькими стапелями. Когда в следующем году Петр I вторично посетил Вавчугу, работы там уже шли полным ходом. Еще через два года на Вавчугской верфи были заложены первые суда.

В жалованной грамоте от 2 февраля 1702 года Петр I предоставил братьям Бажениным право строить на Вавчуге суда для продажи и перевозки за границу собственных товаров и казенного леса. Братьям было разрешено использовать для заказываемых судов древесину из государственных лесов, нанимать матросов и шкиперов, иметь на судах для защиты от каперов пушки и боеприпасы. В этой же грамоте Петр I подчеркивал, что эти привилегии даны также для того, чтобы «...на то смотря иные всяких чинов люди, в таком же усердии нам Великому Государю нашему Царскому Величеству служили и радение свое объявляли». На протяжении всей жизни Петр следил за деятельностью братьев, поручая им ответственные задания. Буквально за несколько дней до своей смерти, в январе 1725 года, Петр послал в Архангельск корабельному мастеру Баженову приказ строить три новых корабля «груландских», 3 бота и 18 шлюпок. Дело корабелов братьев Баженовых продолжили их сыновья и внуки.

Неизвестный художник. Петр I на верфи. Вторая половина XX в. Из собрания Музея морского флота

Кораблестроительная верфь при Петре I. Источник изображения: http://www.poltava1712.ru/sites/default/files/verf_alyard.jpg

Новости

  • 155 лет со дня рождения академика А.Н. Крылова

    14.08.2018

    15 августа 2018 года исполняется 155 лет со дня рождения А.Н. Крылова (1863–1945), Героя Социалистического Труда, академика, автора фундаментальных трудов по теории корабля, теории магнитных и гироскопических компасов, математике, механике, артиллерии.

    Подробнее...  
  • 245 лет со дня рождения Ю.Ф. Лисянского

    10.08.2018

    13 августа 2018 года исполняется 245 лет со дня рождения Ю.Ф. Лисянского (1773–1837), участника русско-шведской войны 1788–1790 годов, мореплавателя, командира шлюпа «Нева» в первой русской кругосветной экспедиции, капитана 1-го ранга.

    Подробнее...