Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

05.05.2017

8 мая 1696 года отправляясь в боевой поход к Азову, Петр I своим указом объявил инструкцию «О порядке морской службы» для команд судов, осуществлявших переход по реке Дон. Инструкция состояла из 15 статей, которые определяли обязанности флагманов и командиров судов по организации перехода, управлению и боевому использованию судов.

Правилами предписывалось де­ржаться соединено, определялись различные условные знаки для самых необходимых сообщений: стать на якорь, поднять якорь, «напасть на неприятеля всем от­рядом или частию», прекратить бой и т. д. Сигналы передавали с помощью пушечных выстрелов или боя барабан­ов, а также поднятием флагов лазоревого, белого или красного цветов «вместо обыклова» на грот-рее. В ночное время флаги заменялись фонарями. За остановку на якоре далеко друг от друга определялось взыскание в 1 рубль, за несоблюдение свое­го места в ходу 4 рубля; «за оставие товарища в бою» или неготовность к бою, в случае предупреждения о том от начальника, определялась смертная казнь.

Данные статьи, сыграв большую роль в организации морской блокады Азова, стали первым наставлением российского морского флота и зачатком будущего Морского устава 1720 года.

См. публикацию «Морской устав Петра I»

Новости

  • День командира корабля

    08.10.2018

    8 октября в России ежегодно отмечается День командира надводного, подводного и воздушного корабля - профессиональный праздник командиров экипажей кораблей.

    Подробнее...  
  • Вступление в строй первого отечественного плавучего дока

    04.10.2018

    5 октября 1742 года вступил в строй первый в истории отечественного кораблестроения плавучий док, спущенный на Адмиралтейской верфи на воду и доставленный в Кронштадт.

    Подробнее...