Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

01.06.2020

2 июня 1899 года в Архангельске, по инициативе Министерства финансов (Департамента торговли и мануфактур), открылось торгово-мореходное училище.

Училище состояло из двух отделений: торгового и мореходного. Согласно Положению об Архангельском торгово-мореходном училище, «первое имеет целью приготовлять учащихся в нем к службе в торгово-промышленных учреждениях, а второе – давать соответствующее теоретическое и практическое образование молодым людям, готовящимся к исполнению обязанностей шкиперов и их помощников на торговых судах дальнего плавания». Объявление о приеме учащихся публиковалось в «Архангельских губернских ведомостях» и петербургской газете «Биржевые ведомости».

На торговое отделение принимались мальчики в возрасте от 11 до 14 лет после окончания приходского или сельского народного училищ. На мореходное отделение могли поступить подростки в возрасте от 13 до 19 лет, получившие свидетельство о двухмесячном плавании в море с одобрительным отзывом о способностях к морской службе. Обучение было доступно для молодых людей всех состояний, имеющих русское подданство.

Учебный год начинался 15 октября и заканчивался 15 апреля. В училище преподавались следующие предметы: Закон божий; русский язык и словесность; история всеобщая и русская; география всеобщая и русская; арифметика с необходимейшими сведениями из алгебры; основания геометрии; чистописание, рисование и черчение; английский, немецкий и норвежский языки; коммерческая арифметика; коммерция в связи с законоведением; коммерческая корреспонденция; бухгалтерия с практическими занятиями ею; сведения из химии и физики и товароведение в связи с технологией некоторых товаров и краткими понятиями из ботаники и зоологии; математика (алгебра, плоская и сферическая тригонометрия) с практическими занятиями ею; физическая география (метеорология и гидрология); навигация, краткие понятия о съемке морских берегов и промере и сведения по определению и уничтожению девиации компасов; лоция; мореходная астрономия; основные сведения по теории корабля и кораблестроению; морская практика; пароходная механика; гигиена; теоретическая механика и сопротивление материалов; практические занятия по морской практике и астрономии.

Документы, регламентировавшие деятельность данного учебного заведения, наглядно свидетельствуют о реализации в его учебной деятельности принципа связи теории с практикой: «...Сверх теоретического преподавания ведутся практические занятия, как-то: морские астрономические наблюдения, занятия по навигации, управлению мелкими паровыми судами и их механизмами, а также гребными и парусными шлюпками, такелажные и парусные работы, знакомство с работами по нагрузке и разгрузке товарных судов, для чего ученики посещают последние под руководством преподавателя».

Большое внимание уделялось организации морской практики учащихся. По окончании учебы выпускники торгового отделения получали аттестат, а воспитанники мореходного отделения, успешно сдавшие экзамен и совершившие не менее 17 месяцев плавания в открытом море, – аттестат, который уравнивал их в правах с лицами, окончившими курс в мореходных классах высшего разряда. За отличные успехи и поведение учащихся награждали серебряными и золотыми медалями. Имена и фамилии обладателей золотых медалей записывались на мраморной доске.

В год открытия в училище обучалось 17 учеников, к 1905 году их число увеличилось до 95 человек. Размер платы за обучение устанавливался Министерством финансов. Учебное заведение отличалось достаточно высокими требованиями к кадровому составу, большинство преподавателей по общеобразовательным дисциплинам имели университетское образование. Преподавателями предметов морской специальности могли быть лица, окончившие Морской кадетский корпус или Морское инженерное училище. Первым начальником Архангельского торгово-мореходного училища был назначен отставной полковник корпуса флотских штурманов В.Г. Козлов «с возложением на него вместе с сим временного отправления обязанностей заведующего Архангельскими шкиперскими курсами».

Таким образом, в дореволюционный период на Архангельском Севере сложилась достаточно эффективная система подготовки профессиональных кадров не только для данного региона, но и для всего российского флота. Выпускники морских учебных заведений Архангельска успешно служили на Севере, на Балтийском, Черноморском морях и на Дальнем Востоке.

См. публикацию "День основания города Архангельска"

Кабинет физики в Архангельском торгово-мореходном училище. Источник изображения:
https://yandex.ru/images/search?text=архангельское%20торгово-мореходное%20училище&stype=image&lr=10725&source=wiz&pos=3&img_url=https%3A%2F%2Fiknigi.net%2Fbooks_files%2Fonline_html%2F133383%2Fi_018.jpg&rpt=simage

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. 1970-1980-е гг. Собрание Музея морского флота

Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. 1970-1980-е гг. Собрание Музея морского флота

Новости

  • Открытие судоходства по Мариинской водной системе

    02.08.2020

    2 августа (20 июля по старому стилю) 1810 года, 210 лет назад, было официально объявлено об открытии судоходства по Мариинской водной системе. 

    Подробнее...  
  • День памяти российских воинов

    31.07.2020

    День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 годов, отмечается в Российской Федерации ежегодно 1 августа

    Подробнее...