Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

15.11.2019

145 лет назад родился А.В. Колчак (1874–1920), русский военный и политический деятель, ученый-океанограф, полярный исследователь (1900–1903), флотоводец (1915–1917), известный исследователь северных морей.

Александр Васильевич Колчак  родился 4 ноября (16 ноября) 1874 года в Санкт-Петербурге в семье участника обороны Севастополя  1854–1955 годов генерал-майора морской артиллерии В.И. Колчака. Закончив три класса 6-й Петербургской классической гимназии, в 1888 году А.В. Колчак «по собственному желанию и по желанию отца» поступил в Морское училище. В 1892 году был произведен в младшие унтер-офицеры. С переходом в гардемаринский класс произведен в фельдфебели, как лучший по наукам и поведению, и назначен наставником в младшую роту. В сентябре 1894 года – в мичманы. В марте 1895 года Колчак был назначен для совершенствования в штурманском деле в Кронштадтскую морскую обсерваторию, а затем служил вахтенным офицером на броненосном крейсере 1-го ранга «Рюрик», на котором совершил полукругосветное плавание на Дальний Восток. К этому времени он увлекся океанографией и гидрологией Тихого океана. В 1897 году был назначен вахтенным офицером на парусно-винтовой клипер «Крейсер», на котором совершил ряд плаваний на Дальнем Востоке. По возвращении в Кронштадт А.В. Колчак познакомился с контр-адмиралом С.О. Макаровым. В 1899 году Колчак опубликовал свою первую научную статью «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведенные на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер» с мая 1897 года по март 1899 года». Статья была замечена научным сообществом России и получила положительную оценку известных ученых, в том числе и полярного исследователя барона Э.В. Толля.

В начале января 1900 года состоялась встреча А.В. Колчака с Э.В. Толлем, во многом предопределившая дальнейший жизненный путь Колчака. Толль предложил ему участвовать в полярной экспедиции в качестве руководителя гидрологических работ и помощника магнитолога для исследования части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и поиска легендарной Земли Санникова. Получив разрешения на участие в экспедиции от высшего начальства, Колчак в течение пяти месяцев прошел специальный курс и практику в Главной физической обсерватории и Павловской магнитно-метеорологической обсерватории, а также совершил поездку в Норвегию для встречи с всемирно известным полярником Ф. Нансеном, у которого некоторое время стажировался. Оборудование для проведения гидрологических исследований заказали в Англии, Швеции и России. Упущением было позднее начало организации гидрологической службы экспедиции: Колчак приступил к делам не ранее середины февраля. В целом во многом благодаря ему полярная экспедиция Э.В. Толля была снаряжена весьма неплохо. Колчак позднее писал: «Ни разу за все время мы не испытывали увеличения трудностей плавания от недостатков или неимения каких-либо инструментов или приборов».

8 июня 1900 года экспедиционная шхуна «Заря» покинула Санкт-Петербург. Совершив переход вокруг Скандинавии, «Заря» прибыла в Александровск-на-Мурмане (ныне – Мурманск). Там мореплаватели пополнили запасы угля получили дополнительно ездовых собак, ихтиологическое оборудование и карты глубин ряда морских акваторий, представленные руководителем Кольской зоологической станции известным гидробиологом Н.М. Книповичем. 18 июля шхуна взяла курс на поиски Земли Санникова. 22 июля «Заря» миновала северную оконечность острова Колгуев и 25 июля вошла в Карское море. После остановки у острова Диксон 5 августа шхуна взяла курс на Таймыр. С приближением к Таймыру плыть в открытом море стало невозможно. Борьба со льдами приняла изнурительный характер. Двигаться удавалось исключительно по шхерам. В конце концов «Заря» уперлась в ледовую перемычку. 22 сентября 1900 года экспедиция остановилась на зимовку в бухте Колина Арчера близ архипелага Норденшельда в Таймырской губе, где и простояла до 12 августа 1901 года. В течение зимовки участники экспедиции продолжали исследовательскую работу. Гидрологическими исследованиями полностью заведовал лейтенант А.В. Колчак, установивший на левом борту шхуны приливомер для изучения уровня моря. Он также составил карту рейда «Зари» и сделал топосъемку вокруг места стоянки судна, продолжив проведение научных наблюдений на берегу. Во время зимовки А.В. Колчак вместе с Э.В. Толлем добрались на собаках до залива Гафнера. Обследование залива Гафнера и восточной части полуострова Таймыр было сопряжено с серьезнейшими трудностями и смертельным риском, но оно дало важные научные результаты. Колчаку удалось внести существенные уточнения и исправления в старую карту, а также выполнить детальную маршрутную съемку, береговая линия западного Таймыра на картах приобрела современные очертания. Помимо этого, А.В. Колчак и Э.В. Толль описали острова и полуострова Таймырского залива, определили координаты полуострова Короля Оскара.

В мае 1902 года, отчаявшись найти Землю Санникова, Э.В. Толль задумал провести изучение неисследованного острова Беннетта и с тремя спутниками отправился с места зимовки в сторону острова. После окончания работ полярников должна была подобрать «Заря». Лишь в августе, освободившись из ледового плена, «Заря» направилась к островам Беннетта и Новая Сибирь, но не смогла пробиться через льды и была вынуждена повернуть к материку. 25 августа «Заря» пришла в устье Лены. В начале декабря 1902 года Колчак с другими участниками экспедиции добрался до столицы, где был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени и избран действительным членом Императорского Русского географического общества.

В феврале 1903 года А.В. Колчак возглавил спасательную экспедиции по поиску отряда Э.В. Толля. В мае 1903 года он выступил с материка в направлении Новосибирских островов, имея своей конечной целью остров Беннетта. Вельбот Колчак со своими спутниками тащили по льду на собаках, а затем продолжили путь по морю. 4 августа Колчак высадился на острове Беннетта и начал поиски следов группы Толля. На мысе Эммы он нашел бутылку с запиской и планом острова, которую Толль оставил здесь, как условились перед расставанием на зимовке. На восточном берегу острова была найдена последняя записка Толля, которая заканчивалась словами: «Отправляемся сегодня на юг. Провизии имеем на 14-20 дней. Все здоровы. 26 октября 1902 г.». Больше никаких следов группы Толля обнаружено не было. По-видимому, полярники погибли во время перехода с острова Беннетта на Новую Сибирь. Экспедиция А.В. Колчака выполнила свою задачу и вернулась без потерь. Кроме поиска группы Э.В. Толля, экспедиция А.В. Колчака решала по пути и важные исследовательские задачи: был открыт и описан ряд неизвестных ранее географических объектов, уточнены очертания линии берегов, внесены уточнения в характеристики льдообразования. За большой вклад в изучение Арктики в 1906 году Русское географическое общество присудило А.В. Колчаку свою высшую награду – Константиновскую медаль.

Ввиду начавшейся в феврале 1904 году русско-японской войны, 18 марта 1904 года А.В. Колчак прибыл в Порт-Артур и был назначен вахтенным начальником на крейсер «Аскольд». Спустя некоторое время он был переведен на аналогичную должность на минный заградитель «Амур», а затем назначен командиром эскадренного миноносца «Сердитый», на котором участвовал в тралении внешнего рейда и производил постановку мин. На минах, поставленных эсминцем «Сердитый», подорвался и затонул японский крейсер «Такасаго».

18 октября 1904 года А.В. Колчак был переведен на сухопутный фронт, где командовал артиллерийской батареей. В одном из боев был ранен. К моменту капитуляции Порт-Артура тяжело заболел ревматизмом и был отпущен японцами в Россию.

За участие в обороне Порт-Артура А.В. Колчак был награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», Георгиевским оружием с надписью «За храбрость», орденом Святого Станислава 2-й степени с мечами, а также мечами к ранее пожалованному ордену Святого Владимира   4-й степени.

В январе 1906 года А.В. Колчак сделал доклад об итогах своей полярной экспедиции на заседании Русского географического общества. С декабря 1905 по май 1906 года он был прикомандирован к Академии наук «для обработки картографического и гидрографического материалов Русской полярной экспедиции». С мая 1906 года заведовал отделением русской статистики в Морском Генеральном штабе. В апреле 1908 года А.В. Колчаку было присвоено звание капитана 2-го ранга. Во время службы в Морском генеральном штабе А.В. Колчак не переставал интересоваться Севером, входил в комиссию Северного морского пути и продолжал свои научные исследования. 30 сентября 1908 года был назначен командиром военного ледокола «Вайгач», на котором совершил плавание южным путем на Дальний Восток. В 1909 году опубликовал монографию «Лед Карского и Сибирского морей». В 1910 году, командуя «Вайгачем», совершил плавание в Северный Ледовитый океан. В 1911 году А.В. Колчак был назначен начальником 1-й оперативной части (планирование операций флота на Балтике) Морского Генерального штаба. С 1911 по 1912 год занимался разработкой новой судостроительной программы и оперативной подготовкой российского флота к возможной войне с Германией. Одновременно Колчак преподавал в офицерских классах и на курсах военно-морского отдела Николаевской морской академии. В этот период он написал такие теоретические работы, как «О боевых порядках флота», «О бое», «Служба Генерального штаба».

В апреле 1912 года А.В. Колчак был назначен командиром эскадренного миноносца «Уссуриец», а в мае 1913 года командиром миноносца «Пограничник». В декабре 1913 года «за отличие по службе» Колчак был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен исполняющим должность начальника оперативного отдела штаба Командующего Морскими Силами Балтийского флота. С июля 1914 года исполнял обязанности флаг-капитана по оперативной части в штабе Балтийского флота.

С началом Первой мировой войны в августе 1914 года А.В. Колчак участвовал в разработке первых операций Балтийского флота. В феврале 1915 года принял командование полудивизионом особого назначения. Руководил успешной минно-заградительной операцией в Данцигской бухте, в результате которой германский флот понес серьезные потери. За проведение данной операции был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени с мечами. В сентябре 1915 года был назначен начальником Минной дивизии. Находясь на этой должности, он разработал и возглавил несколько успешных морских операций и за боевые успехи в ноябре 1915 года был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. 10 апреля 1916 года А.В. Колчак был произведен в контр-адмиралы. В мае 1916 года возглавил операцию по уничтожению германского конвоя в Норчепингской бухте.

28 июня 1916 года указом императора, в нарушение прав старшинства, за особые успехи А.В. Колчак был произведен в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом. Одновременно был награжден орденом Святого Станислава 1-й степени.

В конце июля 1916 года А.В. Колчак начал операцию по минированию Босфора. Кроме этого, заминировал выходы из болгарских портов Варна и Зонгулдак, что сильно ударило по турецкой экономике. 7 октября 1916 года от внутреннего взрыва на внутреннем рейде Севастополя погиб флагман Черноморского флота новейший линкор-дредноут «Императрица Мария». Обстоятельства гибели линкора не выяснены до сегодняшнего дня, но в любом случае в трагедии был виноват командующий флотом. Вначале предполагалось снятие А.В. Колчака с должности, но император Николай II его простил. В последующие месяцы Колчак занимался подготовкой масштабной Босфорской десантной операции.

В период Февральской революции 1917 года, в отличие от остальных командующих, А.В. Колчак отказался отправить телеграмму императору Николаю II с просьбой об отречении того от престола. До июня 1917 года вице-адмирал пытался сохранить боеспособность и дисциплину на Черноморском флоте. 5 июня Колчак отказался сдать свою наградную золотую саблю матросам-анархистам и выбросил ее за борт линкора «Георгий Победоносец». 6 июня Колчак направил Временному правительству телеграмму с сообщением о происшедшем бунте и о том, что в создавшейся обстановке он не может более оставаться на посту командующего флотом. После этого самовольно оставил флот и убыл в Петроград.

27 июля 1917 года А.В. Колчак, в составе русской военно-морской миссии, отправился в Англию для ознакомления с английской морской авиацией, подводными лодками, а также тактикой противолодочной борьбы. В августе он посетил США, где читал лекции по минному делу и участвовал в маневрах американского флота. В октябре 1917 года Колчак прибыл в Японию. Не приняв Октябрьскую революцию, находясь в Японии, он обратился с просьбой о принятии на английскую службу. 30 декабря 1917 года получил сообщение о зачислении на английскую службу и о назначении на Месопотамский фронт. В январе 1918 года он выехал из Японии в Сингапур. Там Колчак получил приказ из Лондона срочно возвращаться в Китай для работы в Маньчжурии и Сибири. Изменение решения англичан было связано с настойчивыми ходатайствами русских дипломатов и других политических кругов, видевших в нем кандидата в вожди антибольшевистского движения.

5 ноября 1918 года А.В. Колчак был назначен военным и морским министром эсеровского Временного Всероссийского правительства (Сибирской директории). 18 ноября, в результате политического переворота, вице-адмирал А.В. Колчак был провозглашен Верховным правителем России, с присвоением чина адмирала и диктаторскими полномочиями.

Деятельность А.В. Колчака 1918–1920 годов в Сибири оценивается историками как противоречивая. Он выстроил крепкую управленческую вертикаль, ввел прожиточные минимумы для населения, организовал расследование дела о расправе большевиков с семьей императора Николая II, в то же время проводил жестокую карательную политику в отношении сибирского крестьянства, чем способствовал росту партизанского движения. Следует отметить, что, имея в своем распоряжении большую часть золотого запаса России, Колчак не позволял своему правительству расходовать золото, даже для стабилизации финансовой системы и борьбы с инфляцией, выделяя деньги только на закупку вооружения и обмундирования. Всего за время его правления золотой запас России сократился на 182 тонны, часть из которых бесследно пропала.

Осенью и зимой 1918 года армия А.В. Колчака начала генеральное наступление на Москву. В декабре 1918 года она нанесла тяжелое поражение Красной армии под Пермью. Весной 1919 года армия Колчака захватила Казань, Симбирск, Самару и готовилась к решающему броску на Москву. Однако летом 1919 года, потерпев ряд тяжелых поражений от Красной армии, колчаковцы начали отступление по всему фронту. В ноябре 1919 года Колчак покинул свою столицу – Омск. Известно, что представители англичан и французов предлагали ему передать им на «хранение» золотой запас России в обмен на гарантии личной безопасности, но Верховный правитель отверг это предложение. 10 января 1920 года, оставленный своим личным конвоем, Колчак был взят под охрану белочехами. 15 января 1920 года белочехи в Иркутске передали его эсеро-меньшевистскому Политцентру «для безопасности чешского войска». Фактически сдачей Колчака они выторговывали себе беспрепятственный проезд во Владивосток. Арестованный был помещен в Иркутскую тюрьму, где с 21 января начались его допросы Чрезвычайной следственной комиссией.

Возможно, судьба А.В. Колчака сложилась бы как-то иначе, но в связи с подходом к Иркутску верных Верховному правителю белых частей генерала В.О. Каппеля в ночь с 6 на 7 февраля 1920 года постановлением Иркутского военно-революционного комитета большевиков Верховный правитель России адмирал А.В. Колчак и председатель Совета Министров Российского правительства В.Н. Пепеляев были приговорены к расстрелу. Согласно наиболее распространенной версии, расстрел произошел на берегу реки Ушаковки близ Знаменского женского монастыря. Тела убитых при этом были сброшены в прорубь. Участники расстрела отмечали, что адмирал А.В. Колчак встретил смерть с завидным воинским мужеством. Его гибель знаменовала окончание организованной борьбы против большевиков в Сибири и во многом предопределила будущее поражение белого движения в России.

Сегодня на символической могиле адмирала А.В. Колчака, недалеко от иркутского Знаменского монастыря, установлен крест. Мемориальные доски в его память установлены на здании Морского корпуса в Санкт-Петербурге, на здании вокзала в Иркутске, во дворе часовни Николая Мирликийского в Москве. Имя А.В. Колчака высечено на Галлиполийском обелиске – памятнике героям белого движения на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа недалеко от Парижа. В 2004 году памятник А.В. Колчаку был установлен в Иркутске, тогда же имя адмирала было возвращено острову в Карском море.

Начатый в 1990-е годы процесс юридической реабилитации А.В. Колчака вызывает неоднозначное отношение в обществе. Несмотря на многочисленные попытки, до настоящего времени он так и не реабилитирован, прежде всего, за карательную политику в Сибири, приведшую к многочисленным жертвам среди мирного населения. При этом несомненен возрастающий сегодня интерес к противоречивой, но неординарной личности А.В. Колчака, которому посвящаются телепередачи, книги и кинофильмы.

См. публикацию «100-летие со дня образования Комитета Северного морского пути»

 

Новости

  • День Героев Отечества

    09.12.2019

    День Героев Отечества (День Героев) - памятная дата, которая отмечается в России ежегодно, 9 декабря.

    Подробнее...  
  • 75-летие учреждения медали «За оборону Советского Заполярья»

    05.12.2019

    5 декабря 1944 года, 75 лет назад, Указом Президиума Верховного Совета СССР  учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья».

    Подробнее...