Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

11.09.2019

12 сентября 1824 года, 195 лет назад, завершилась экспедиция по обследованию берегов Северо-Восточной Сибири.

В первой половине ХIХ века началось планомерное изучение Русского Севера, так как составленные в ХVIII веке в ходе Великой Северной экспедиции описи берегов были не слишком точными. В связи с этим возникла необходимость в более точных картах северных берегов Восточной Сибири и прилегающих к ним островов. Для исследования устьев рек Яна и Колыма с целью открытия «предполагаемых в Ледовитом море земель и точнейшего описания берегов Сибири между означенными реками за Шелагским мысом» было решено направить двух морских офицеров – Ф.П. Врангеля и П.Ф. Анжу. Колымский отряд Врангеля назначался «для описи берегов от устья реки Колыма к востоку до Шелагского мыса и от оного на север, к открытию обитаемой земли, находящейся, по сказанию чукчей, в недальнем расстоянии». Врангель тщательно готовился к экспедиции и сам подбирал себе спутников: мичмана Ф.Ф. Матюшкина (соученик и друг А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею), штурмана П.Т. Козьмина, доктора Кибера, слесаря Иванникова и матроса Нехорошкова.

Ввиду того, что попытки прежних экспедиций произвести опись берегов «Студеного моря» с судов оставались безуспешными, было решено производить эту опись «посуху»: зимой – на собаках, летом – на лошадях и лодках. Отправившись из Петербурга 23 марта 1820 года, отряд 2 ноября прибыл в Нижнеколымск. Выполнив несколько маршрутов вдоль берега и в глубь суши, Ф.П. Врангель и Ф.Ф. Матюшкин произвели опись берегов от реки Колымы до острова Колючин, исправили на карте положение берега и ряда островов. Из расспросов местных жителей Врангель установил, что об открытии сержантом Андреевым какой-то земли, лежащей к северу от Колымы, им ничего неизвестно. Для отыскания этой земли в 1821–1823 годах были совершены три поездки на собаках по льду на север – на расстояние почти 250 верст от берега. Однако никакой земли так обнаружено и не было.

Всего по льду было совершено четыре дальних похода. И хотя они не увенчались каким-либо географическим открытием, было доказано «отсутствие островов» на пройденном Ф.П. Врангелем пути. Главное же значение этих поездок заключалось в том, что в ходе них были произведены очень важные наблюдения над состоянием льдов в весеннее время в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. В северной Якутии, приблизительно у так называемого сибирского полюса холода, Врангелем была организована метеорологическая станция, где расположен «мировой полюс холода». В ходе Колымской экспедиции Врангель положил на карту берег Сибири – от устья Колымы до мыса Большого Баранова, Медвежьих островов и описал часть из их, прошел по льду от мыса Шелагского на север до 70°51' с. ш. и 175°27' в. д. в поисках новой земли, затем вернулся в Нижнеколымск. Мичман Ф.Ф. Матюшкин совершил вместе с Ф.П. Врангелем переход по льду на Медвежьи острова, причем заснял остров Четырехстолбовой. Затем он исследовал бассейн Большого Анюя, тундру к востоку от устья Колымы и Малый Анюй, а также северный берег Чукотского полуострова – от Чаунской губы до 179°30' в. д. Штурман П.Т. Козьмин самостоятельно «закартировал» берег между устьями Колымы и Индигирки и завершил опись Медвежьих островов.

Важным вкладом Врангеля и Матюшкина в географию были также собранные ими материалы о народах Северо-Восточной Сибири, ранее еще никем не описанных. Для географии Арктики было весьма важно доказанное Врангелем существование так называемой Великой Сибирской полыньи, то есть больших открытых водных пространств, препятствовавших Врангелю и Анжу при их неоднократных попытках пройти на север по льду на собаках. 12 сентября 1824 года экспедиция завершилась.

По итогам экспедиции Ф.П. Врангель написал труд «Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю...», в котором дал в сущности первое научное описание полярных льдов. К своему сочинению он приложил карту путешествий как собственных, так и своих спутников. На этой карте приблизительно на 70°10' с. ш. и 177° в. д. был помещен остров с подписью «Горы видятся с мыса Якана в летнее время». Следует отметить, что Врангель нанес на карту один из предполагаемых островов (впоследствии названный его именем), по рассказам чукчей.

Немалых успехов добилась работавшая одновременно с Ф.П. Врангелем на сибирском берегу между реками Оленек и Индигирка экспедиция лейтенанта П.Ф. Анжу. Находясь в соседних районах, обе экспедиции составляли как бы единое целое, хотя каждый из отрядов был вполне самостоятелен. Энергичными помощниками Анжу были штурманы Бережных и Ильин (начальник отдельного отряда), а также доктор Фигурин. Экспедиция Анжу составила точную карту обширной территории северного побережья Сибири – от Оленека до Индигирки, дала первую, основывающуюся на 7 астрономических пунктах, достоверную карту Новосибирских островов и выяснила, что на север от этих островов земли не существует; во многих пунктах были определены элементы магнитного склонения и наклонения. В ходе многократных поездок Анжу по морскому льду был собран ценный материал для выяснения границ распространения неподвижного берегового припая.

По возвращении экспедиции в Петербург Государственный Адмиралтейский департамент поручил академику Ф.И. Шуберту дать отзыв об астрономических и геодезических работах Ф.П. Врангеля и П.Ф. Анжу. Шуберт был изумлен точностью вычисленных координат, считая наиболее ценными наблюдения «склонения и наклонения магнитной стрелки в сих высоких местах». Метеорологических же наблюдений Врангеля и Анжу хватило бы, по его мнению, для написания отдельного научного труда. При этом свои звездные наблюдения ученым нередко приходилось делать при морозе в 30° по Реомюру и ниже, то есть когда ртуть замерзала.

Полное представление об экспедиции Ф.П. Врангеля и П.Ф. Анжу русское общество получило из статьи литератора А.О. Корниловича, помещенной в 1825 году в журнале «Северный Архив». Корнилович писал: «Мы можем похвастать подвигами наших мореходов. Васильев, плавая у северных берегов Америки, а Беллинсгаузен, находясь в южном ледовитом море, проникли далее Кука и совершили свое путешествие вокруг света быстрее, нежели английский мореплаватель. Наконец, Врангель и Анжу во время исследования северного берега Сибири, исполнив сие поручение с успехом, испытали в сей экспедиции трудности, с которыми едва ли могут сравниться столь много прославленные подвиги капитанов Парри и Франклина».

 См. публикацию «День рождения знаменитого мореплавателя Ф.П. Врангеля»

 См. публикацию «220-летие со дня рождения Федора Федоровича Матюшкина»

См. публикацию «Экспедиция Анжу и Врангеля» в разделе «Кают-компания»

Экспедиция Ф.П. Врангеля в 1820–1824 гг. Из архива В.В. ШигинаКнига из фондов Музея морского флотаКнига из фондов Музея морского флота

Новости

Все новости музея