Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

02.08.2019

3 августа 1856 года император Александр II утвердил Устав РОПиТ (Российского общества пароходства и торговли). Так родилась ставшая затем самой крупной российская судоходная компания.

В 1856 году российские предприниматели, капитан 1-го ранга Н.А. Аркас и чиновник Н.А. Новосельский, выступили с инициативой создания на Черном море частного пароходного общества «с целью развития торговли и почтовых сообщений южного края с иностранными и русскими портами». Правительство Российской империи поддержало инициативу, усмотрев в ней «очевидную пользу и особую важность столь обширного предприятия, еще небывалого в нашем отечестве». 3 августа 1856 года император Александр II своим указом Высочайше утвердил Устав акционерной компании «Российское общество пароходства и торговли» (РОПиТ). Помимо развития торгового судоходства общество должно было строить торговые суда, которые в случае войны могли бы выполнять боевые задачи.

Благодаря поддержке со стороны правительства РОПиТ быстро добилось успехов, превратившись в одну из крупнейших судоходных компаний Причерноморья. Перевозки грузов и пассажиров были начаты 21 мая 1857 года. В первый год своей деятельности общество имело 5 пароходов. В дальнейшем РОПиТ успешно развивалось, приобретало новые пароходы, осваивало новые линии. Очень удачным оказалось, например, пароходное сообщение с Великобританией. В 1871 году было открыто пароходное сообщение с Индией и Китаем, откуда шли большие поставки чая и хлопка. В Севастополе был построен эллинг и мастерские для ремонта судов.

Начавшиеся в 1876 году международные осложнения, а затем и война с Турцией означали завершение первого чрезвычайно успешного этапа в деятельности РОПиТ. С началом войны общество предоставило в распоряжение правительства все свое имущество, пароходы, склады и мастерские. Четыре парохода были срочно переоборудованы во вспомогательные крейсера и приступили к боевым действиям.

Благодаря постоянной модернизации старых и закупке новых судов РОПиТ удалось увеличить объем грузовых и пассажирских перевозок, а также открыть дальние и очень выгодные линии. Так, в 1893 году начались рейсы из Черного моря в Балтийское, с 1901-го – рейсы из Одессы во Владивосток, а с 1906-го – из Одессы в Нью-Йорк. К 1910 году РОПиТ стало крупнейшей пароходной компанией России. Флот общества включал 76 пароходов общим водоизмещением 200 тысяч тонн и более 140 вспомогательных плавсредств. В 1913 году общий тоннаж флота РОПиТ составлял 20 % общего тоннажа торгово-пассажирского флота России. Суда общества совершали плавания в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. Важной статьей доходов была перевозка паломников из России в Палестину к святым местам.

В 1918 году все имущество РОПиТ было национализировано советской властью. Учреждение и деятельность общества в значительной мере способствовало развитию мореходства, промышленности, сельского хозяйства и внешней торговли России. Кроме этого, деятельность РОПиТ заложила основы для создания морского флота СССР и современного морского флота России.

Реклама РОПиТ. Источник изображения:  
https://www.zemlyanka-v.ru/upload/shop_1/6/9/6/item_69612/shop_property_file_69612_122514.jpg

Новости

Все новости музея