Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

28.06.2019

29 июня исполняется 170 лет со дня рождения С.Ю. Витте (1849–1915), русского государственного деятеля.

Сергей Юльевич Витте родился в Тифлисе и происходил из прибалтийских немцев. Учился С.Ю. Витте в Тифлисской городской гимназии, затем в Кишиневе. Окончил физико-математический факультет университета в Одессе. Служил в канцелярии генерал-губернатора Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства, затем специалистом по эксплуатации железных дорог в управлении Одесской железной дороги. Во второй половине 70-х годов XIX века Витте возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги. Тогда же стал ближайшим сотрудником директора Русского общества пароходства и торговли Н.М. Чихачева. В этот период уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского морского порта.

Карьера двадцатишестилетнего С.Ю. Витте чуть было не оборвалась, когда в конце 1875 года, после крушения поезда под Одессой, он был приговорен к четырем месяцам тюрьмы. Однако пока шло следствие, Витте сумел отличиться при перевозке войск к театру военных действий русско-турецкой войны 1878–1879 годов и был прощен. С 1879 года Витте начальник эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог. В 1880 году начальник службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог. После убийства в 1881 году императора Александра II выдвинул идею создания конспиративной организации для охраны царя и борьбы с террористами их же методами «Священная дружина». Деятельность Витте продемонстрировала царской семье его преданность. В 1886 году  Витте занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. В этот период он лично познакомился с императором Александром III. В 1889 году был назначен начальником Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. По свидетельствам, Витте был демократичен в отношениях с подчиненными, ценил самостоятельность. В феврале–августе 1892 года являлся министром путей сообщения. Провел реформирование Министерства и улучшил ситуацию на железных дорогах.

В августе 1892 года С.Ю. Витте был назначен министром финансов России и занимал эту должность одиннадцать лет. С 1895 года начал вводить винную монополию, что значительно наполнило госбюджет. В экономическую жизнь страны были включены Сибирь и Дальний Восток – регионы с богатейшими природными ресурсами. Несомненной заслугой Витте является проведение в 1897 году финансовой реформы по введению золотого стандарта рубля. В 1899 году он получил чин действительного тайного советника. Витте способствовал учреждению в 1900 году Русской торговой палаты при посольстве в Париже, ставшей первой торговой палатой в истории России, а также других торговых палат.

В 1894 году С.Ю. Витте выступил инициатором заключения выгодного для России торговый договора с Германией. Являлся активным сторонником торгово-дипломатической экспансии России на Среднем и Дальнем Востоке. Добился форсированного строительства Транссибирской магистрали. В 1896 году провел успешные переговоры с китайцами, добившись сооружения в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в предельно короткие сроки. Одновременно способствовал заключению союзного оборонительного договора с Китаем. В 1898 году Витте резко выступил против занятия Россией Порт-Артура. В 1903 году стал председателем Комитета министров. Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя Совета министров. С 1903 года – член Государственного совета. Летом 1905 года Витте был направлен в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. За успешное заключение мира Витте было пожаловано графское достоинство.

По инициативе С.Ю. Витте был составлен знаменитый манифест Николая II 17 октября 1905 года, даровавший основные гражданские свободы и вводивший Государственную думу. Вскоре после этого Витте утратил доверие Николая II. В 1905–1906 годах – председатель реформированного Совета министров. С апреля 1906 года – в отставке. В 1907 году Витте пережил покушение. В 1911–1915 годах –  председатель Комитета финансов.

С.Ю. Витте умер 28 февраля 1915 года в Петрограде и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Заслуги государственного деятеля помнят в России. В 2011 года НОУ ВПО «Московский институт экономики, менеджмента и права» был переименован в «Московский университет имени С.Ю. Витте» В 2013 году в Москве был открыт памятник «Создателям российских железных дорог» у Казанского вокзала со статуей графа Витте среди фигур знаменитых деятелей железнодорожной отрасли России XIX века. В 2017 году был открыт памятник С.Ю. Витте в Омске.

Начиная с деятельности по улучшению работы Одесского порта, С.Ю. Витте на протяжении всей своей дальнейшей жизни активно занимался развитием торгового флота России. Проводимая финансовая политика включала в себя ускоренное развитие промышленности, экономическое освоение Дальнего Востока, строительство железных дорог, портов и торгового флота. Витте считал, что для развития отечественного мореплавания необходима сеть торговых портов, связанных с железными дорогами. Именно поэтому он деятельно занимался строительством Транссибирской магистрали и КВЖД. Кроме этого, Витте удалось провести железную дорогу до Архангельского порта, соединив его напрямую с Москвой.

В 1903 году С.Ю. Витте добился образования Главного управления торгового мореплавания, а также инициировал выработку положения о портовых управлениях. Витте являлся инициатором строительства военно-морского порта на Мурмане и Мурманской железной дороги. Для выбора места в 1894 году он лично посетил Кольский полуостров. Однако после смерти Александра III Николай II, под влиянием противников проекта Витте, ограничился постройкой в Екатерининской гавани «коммерческого порта». Отказ от сооружения военно-морского порта на Мурмане Витте считал большой ошибкой правительства, которая «завела нас в Порт‑Артур», но все же сумел добиться выделения средств на строительство города Александровск (ныне Полярный). Дальновидность Витте подтвердилась с началом Первой мировой войны. Поэтому совсем не случайно его именем назван один из наиболее крупных Иокангских островов в Святоносском заливе Баренцева моря.

Будучи единомышленником вице-адмирала С.О. Макарова, С.Ю. Витте добился выделения 1,5 млн рублей на строительство ледокола «Ермак». Любопытно, что после спуска на воду ледокол находился в непосредственном подчинении Витте. Он вместе с С.О. Макаровым и Д.И. Менделеевым разрабатывал план освоения Северного морского пути и превращения его в постоянно действующую морскую коммуникацию, а также план похода ледокола «Ермак» к Северному полюсу.

Заслуги С.Ю. Витте перед морским флотом России настолько велики, что рано или поздно в составе отечественного торгового флота обязательно появится судно с его именем.

Портрет С.Ю. Витте. Художник С.В. Жиляев. 2002 г. Собрание Музея

С.Ю. Витте. Источник изображения: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1a/Witte_SYu.jpg

Строительство Мурманского порта. Источник изображения:    https://ic.pics.livejournal.com/nornegest/76826399/418866/418866_900.png

Новости

  • В Госдуме открылась выставка «Законъ. К истории транспорта России»

    18.09.2019

    18 сентября в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации открылась выставка "Законъ. К истории транспорта России".

    Подробнее...  
  • 60-летие выхода на ходовые испытания первого атомного ледокола «Ленин»

    11.09.2019

    12 сентября 1959 года, 60 лет назад, с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания атомный ледокол "Ленин" под командованием капитана П.А. Пономарева (1896-1973).

    Подробнее...