Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

24.05.2019

25 мая исполняется 125 лет со дня учреждения «Гидрографической экспедиции для изучения устьев рек Оби и Енисея и части Карского моря».

Интенсивное гидрографическое исследование Карского моря началось с середины 1890-х годов. В 1894–1897 годах в Карском море работала специально учрежденная «Гидрографическая экспедиция для изучения устьев рек Оби и Енисея и части Карского моря» под начальством известного российского гидрографа А.И. Вилькицкого. Для нужд экспедиции в Англии был приобретен гидрографический пароход «Пахтусов». Базируясь в Архангельске, экспедиция ежегодно совершала плавания в северных морях. В 1894–1896 годах экспедиция А.И. Вилькицкого на пароходе «Лейтенант Овцын» и парусной барже «Лейтенант Скуратов» обследовала и нанесла на карту острова Вилькицкого, Сибирякова и полуостров Явай. В 1894–1897 годах было обследовано морское побережье на участке от устья Печоры до Енисея, описаны Енисейский залив и Обская губа.

В 1898 году «Гидрографической экспедиции для изучения устьев рек Оби и Енисея и части Карского моря» была переименована в «Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана». В 1898–1901 годах были исследованы устья рек Печора, Енисей, южная часть Карского моря, а также составлены подробные карты этих районов.

С 1902 по 1904 год «Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана» продолжала свою работу под начальством А.И. Варнека и Ф.К. Дриженко. В результате были обследованы все три пролива в Карское море (Маточкин Шар, Карские ворота и Югорский Шар) и описана значительная часть берега и устье Енисея. Карское море было оборудовано первыми знаками навигационного ограждения. В 1904 году в связи с началом русско-японской войны деятельность экспедиции была приостановлена.

Результаты работы экспедиции имели большое практическое значение. Уже в 1905 году в устье Енисея было проведено 22 судна. Благодаря трудам русских гидрографов были описаны с навигационной точки зрения значительные участки Белого, Баренцева и Карского морей, откорректированы морские карты, установлены навигационные знаки. В результате деятельности экспедиции стало возможно безопасное плавание судов в устьях Оби и Енисея. В целом «Гидрографической экспедиции для изучения устьев рек Оби и Енисея и части Карского моря» внесла огромный вклад в изучение русского Севера и послужила основой для дальнейшего планомерного изучения Арктики.

А.И. Вилькицкий. Источник изображения:
https://goarctic.ru/upload/medialibrary/aae/aae6c5ca5a8c81d939da6e15f409bd60.jpgКарта работ экспедиции. Источник изображения:
http://www.tobolsk.org/images/flippingbook/Almanah/sevmor_2/sevmor_2-229.jpgИсточник изображения:
http://balt-lloyd.ru/wp-content/uploads/2018/05/лейтенант_овцын-300x163.jpeg

 

 Книга из фондов Музея морского флота Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. 1970-1980-е гг. Собрание Музея морского флота Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. 1970-1980-е гг. Собрание Музея морского флота

Новости

  • Поздравляем с Днем России!

    11.06.2019

    12 июня мы отмечаем День России - символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.

    Подробнее...  
  • К 350-летию со дня рождения Леонтия Филипповича Магницкого

    07.06.2019

    9 июня исполняется 350 лет со дня рождения Леонтия Филипповича Магницкого (1669-1739), выдающегося русского математика и педагога, который стоял у истоков организации светского обучения в России, автора первого российского учебного пособия по математик и навигации.

    Подробнее...