Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

24.05.2019

25 мая исполняется 125 лет со дня учреждения «Гидрографической экспедиции для изучения устьев рек Оби и Енисея и части Карского моря».

Интенсивное гидрографическое исследование Карского моря началось с середины 1890-х годов. В 1894–1897 годах в Карском море работала специально учрежденная «Гидрографическая экспедиция для изучения устьев рек Оби и Енисея и части Карского моря» под начальством известного российского гидрографа А.И. Вилькицкого. Для нужд экспедиции в Англии был приобретен гидрографический пароход «Пахтусов». Базируясь в Архангельске, экспедиция ежегодно совершала плавания в северных морях. В 1894–1896 годах экспедиция А.И. Вилькицкого на пароходе «Лейтенант Овцын» и парусной барже «Лейтенант Скуратов» обследовала и нанесла на карту острова Вилькицкого, Сибирякова и полуостров Явай. В 1894–1897 годах было обследовано морское побережье на участке от устья Печоры до Енисея, описаны Енисейский залив и Обская губа.

В 1898 году «Гидрографической экспедиции для изучения устьев рек Оби и Енисея и части Карского моря» была переименована в «Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана». В 1898–1901 годах были исследованы устья рек Печора, Енисей, южная часть Карского моря, а также составлены подробные карты этих районов.

С 1902 по 1904 год «Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана» продолжала свою работу под начальством А.И. Варнека и Ф.К. Дриженко. В результате были обследованы все три пролива в Карское море (Маточкин Шар, Карские ворота и Югорский Шар) и описана значительная часть берега и устье Енисея. Карское море было оборудовано первыми знаками навигационного ограждения. В 1904 году в связи с началом русско-японской войны деятельность экспедиции была приостановлена.

Результаты работы экспедиции имели большое практическое значение. Уже в 1905 году в устье Енисея было проведено 22 судна. Благодаря трудам русских гидрографов были описаны с навигационной точки зрения значительные участки Белого, Баренцева и Карского морей, откорректированы морские карты, установлены навигационные знаки. В результате деятельности экспедиции стало возможно безопасное плавание судов в устьях Оби и Енисея. В целом «Гидрографической экспедиции для изучения устьев рек Оби и Енисея и части Карского моря» внесла огромный вклад в изучение русского Севера и послужила основой для дальнейшего планомерного изучения Арктики.

А.И. Вилькицкий. Источник изображения:
https://goarctic.ru/upload/medialibrary/aae/aae6c5ca5a8c81d939da6e15f409bd60.jpgКарта работ экспедиции. Источник изображения:
http://www.tobolsk.org/images/flippingbook/Almanah/sevmor_2/sevmor_2-229.jpgИсточник изображения:
http://balt-lloyd.ru/wp-content/uploads/2018/05/лейтенант_овцын-300x163.jpeg

 

 Книга из фондов Музея морского флота Карточка из фототеки ЦБНТИ МРФ. 1970-1980-е гг. Собрание Музея морского флота Карточка из фототеки ЦБНТИ ММФ. 1970-1980-е гг. Собрание Музея морского флота

Новости

  • Открытие обсерватории на острове Большой Ляховской

    18.10.2019

    21 октября 1928 года на острове Большой Ляховской (море Лаптевых) начала действовать высокоширотная геофизическая обсерватория.

    Подробнее...  
  • "Морским судам быть!"

    17.10.2019

    20 (30 по новому стилю) октября 1696 года по решению Петра I, известного как "Морским судам быть!", начато строительство регулярного российского флота, которое было поддержано Боярской думой.

    Подробнее...