Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

 09.04.2019

10 апреля исполняется 140 лет со дня рождения Николая Николаевича Матусевича (1879–1950), исследователя Арктики, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, ученого, гидрографа и геодезиста, инженера, вице-адмирала.

Николай Николаевич Матусевич родился 10 апреля 1879 года в Николаеве в семье офицера ВМФ. В 1892 году был зачислен воспитанником в Морской кадетский корпус, в 1897 году произведен в чин гардемарина, а в 1898-м в чин мичмана и направлен для прохождения службы на Черноморский флот на должность ревизора крейсера «Память Меркурия».

В 1899 году Матусевич был переведен на Балтийский флот, где служил в должности вахтенного офицера на броненосном крейсере «Россия», броненосце «Сисой Великий» и крейсере «Разбойник». В июне 1900 года мичман Н.Н. Матусевич был назначен вахтенным начальником на эскадренный броненосец «Петропавловск». Во время службы на «Петропавловске» участвовал в боевых действиях в Китае: в штурме крепости Таку и десанте на Шанхай. В декабре 1900 года Матусевича назначили младшим штурманским офицером броненосца «Петропавловск», на котором он участвовал в перевозке войск. После окончания военных действий на миноносце № 205 совершил заграничное плавание, по возвращении из которого был назначен ревизором броненосца «Петропавловск».

В 1902 году Матусевич был зачислен слушателем гидрографического отделения Николаевской морской академии. В декабре того же года произведен в чин лейтенанта. В 1904 году окончил академию по 1-му разряду, с занесением его имени на мраморную доску и награждением двухлетним старшинством в чине и зачислением в штурманские офицеры 1-го разряда.

В начале русско-японской войны 1904–1905 годов Матусевич был назначен старшим штурманским офицером вспомогательного крейсера «Терек», на котором участвовал в августе–октябре 1904 года в боевом крейсерстве в Атлантическом океане. В мае–июне 1905 года «Терек» крейсировал у восточных берегов Японии. После окончания войны Матусевич был назначен штурманским офицером крейсера «Память Меркурия». В 1906 году Н.Н. Матусевич был уволен в запас. Находясь в отставке, окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.

6 июля 1909 года Н.Н. Матусевич возвратился на службу, с производством в чин капитана по адмиралтейству. Был прикомандирован к астрономической обсерватории в Пулкове, где совершенствовал знания в астрономии и высшей геодезии.

В 1911 году Матусевич был назначен начальником отдельной съемки Белого моря. В 1911–1914 годах на транспорте «Мурман» и на портовом судне «Лейтенант Овцин» производил гидрографические работы в Белом море, руководил работами по изучению Карского моря и Мурманского побережья. В 1912 году был избран действительным членом Императорского Русского географического общества. Одновременно преподавал в Штурманском офицерском классе. В 1913 году был зачислен в Корпус гидрографов флота и произведен в чин подполковника. В 1916 году Н.Н. Матусевич был произведен в чин полковника, а в 1917-м – генерал-майора корпуса гидрографов флота.

В течение двадцати лет Н.Н. Матусевич руководил работами по изучению Белого и Карского морей и Мурманского побережья, изучал течения, организовывал полярную метеостанцию на архипелаге Новая Земля в проливе Маточкин Шар. Результаты его работ гидрографических работ послужили основой для создания навигационных карт Белого и Баренцева морей.

В 1931 году Н.Н. Матусевич стал профессором Военно-морской академии, с присвоением звания инженер-флагмана 2-го ранга. В 1935–1945 годах заведовал кафедрой гидрографии, в 1943–1945 годах – кафедрой кораблевождения в Военно-морской академии. В 1939 году Матусевичу было присвоено звание флагмана 1-го ранга, а после введения званий высшего начальствующего состава в 1940 году – звание генерал-лейтенанта береговой службы.

В 1943 году Н.Н. Матусевичу было присвоено звание вице-адмирала, а в 1945-м – звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. В 1947 году Матусевич вышел в отставку и был избран вице-президентом Географического общества СССР, продолжив работу в ВАММУ имени адмирала С.О. Макарова.

Основными научными трудами Н.Н. Матусевича, не потерявшими актуальность до сегодняшнего дня, являются: «Мореходная астрономия» (1922), «Записки по теории картографических проекций» (1925), «Руководство по практической геодезии и астрономии» (1932), «Современные методы гидрографических работ открытого моря» (1940–1945).

Именем Н.Н. Матусевича было названо гидрографическое исследовательское судно, речной катер «Инженер Матусевич», а также один из заливов острова Октябрьской Революции в архипелаге Северная Земля и впадающая в него река, бухта и полуостров на Новой Земле, залив на острове Греэм-Белл, и ледник в Антарктиде.

Н.Н. Матусевич. Источник изображения:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/b/b2/Matusevich.jpg Книга из фондов Музея морского флота  Гидрографическое судно «Николай Матусевич». Источник изображения: https://www.aoosk.ru/press-center/news/kronshtadtskiy-morskoy-zavod-otremontiruet-gidrograf-nikolay-matusevich

Новости

  • Открытие обсерватории на острове Большой Ляховской

    18.10.2019

    21 октября 1928 года на острове Большой Ляховской (море Лаптевых) начала действовать высокоширотная геофизическая обсерватория.

    Подробнее...  
  • "Морским судам быть!"

    17.10.2019

    20 (30 по новому стилю) октября 1696 года по решению Петра I, известного как "Морским судам быть!", начато строительство регулярного российского флота, которое было поддержано Боярской думой.

    Подробнее...