Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

26.03.2019

27 марта в рамках Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте в стенах Московской государственной академии водного транспорта – филиала ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» будет экспонироваться выставка Музея, посвященная 110-летию со дня спуска на воду ледореза «Федор Литке».

«Earl Grey», «Канада», «Третий интернационал», «Федор Литке», СКР-18 – все это наименования одного арктического корабля с трудной, но красивой и яркой судьбой.

Судно было построено на верфи фирмы «Виккерс» (Vickers, Sons and Maxim Limited) в Великобритании по заказу канадского правительства и спущено на воду в Барроу в августе 1909 года. Пароход получил наименование «Earl Grey» в честь Альберта Генри Джорджа Грея (1851–1917), девятого генерал-губернатора Канады, и был предназначен для работы на реке Святого Лаврентия в целях поддержания сообщения между Квебеком и Монреалем.

Это был двухпалубный почтово-пассажирский пароход с развитой сред­ней надстройкой, приспособленный для плавания во льдах. Оборудованный двумя мощными паровыми машинами тройного расширения (по 3,5 тыс. л.с.), он мог развивать скорость до 18,5 узлов. Судно использовалось в зимнее время на почтово-пассажирском сообщении, а летом – для охраны промыс­лов и, кроме того, как яхта генерал-губернатора Канады. Пароход имел 55 кают для пассажиров 1-го класса и 20 для 2-го; в кормовой части располагались роскошные апартаменты для генерал-губернатора.

Благодаря сво­ему прочному корпусу и мощным машинам пароход успешно работал в подвижных льдах замерзающих бассейнов, причем действовал силой удара носовой части, «разрезая» лед лобовыми ударами заостренного форштевня.

Вскоре после начала Первой мировой войны, в августе 1914 года, Министерство торговли и про­мышленности России приобрело судно для работы на Белом море. 18 октября 1914 года в Архангельске над пароходом, получившим наиме­нование «Канада», взвился российский флаг. Такое имя было «знаком уважения к добровольному согласию канадцев расстаться со своим лучшим ледо­колом во имя помощи России и другим державам Антанты». Для того чтобы отличать приобретенное судно от традиционных ледоколов, для него придумали специальный термин – «ледорез». Капитаном «Канады» назна­чили Н.К. Мукалова, бессменно водившего судно по ледовым трассам вплоть до 1921 года.

В 1918–1920 годах, во время интервенции Русского Севера, ледорез был захвачен англичанами и передан под контроль Белого правительства. 21 февраля 1920 года ледорез перешел на сторону Советской власти. 15 марта 1920 года судно было мобилизовано и в качестве вспомогательного крейсера включено в состав Беломорской военной флотилии. 7 мая 1920 года ледорез был переименован в «Третий интернационал». 15 июня 1921 года судно исключили из состава военно-морского флота, а 8 сентября 1921 года переименовали в «Федор Литке» в честь известного мореплавателя и географа, президента Петербургской академии наук, адмирала Федора Петровича Литке (1797–1882).

Судно добросовестно трудилось в Арктике, проводя караваны, обслуживая промыслы и станции, затем вело работу на Балтике и Черном море. В 1929 году ледорез был переведен во Владивосток. В июне того же года он совершил рейс к полярной станции, размещавшейся на острове Врангеля. Рейс продолжался 85 дней и проходил в тяжелейших условиях. Указом Президиума ЦИК СССР от 20 января 1930 года «Федор Литке» был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Такой же награды был удостоен и его капитан – К.А. Дублицкий. 

С 28 июня по 20 сентября 1934 года «Федор Литке» под командованием капитана Н.М. Николаева впервые в истории арктических плаваний в одну навигацию триумфально осуществил сквозной переход Северным морским путем с востока на запад, из Владивостока в Мурманск.

Практически каждый поход ледореза становился событием. Спасая суда из ледяного плена, проводя караваны и военные корабли, выполняя экспедиционные задания по изучению Севера, всегда экипаж трудился четко и слаженно, являясь образцом неиссякаемого мужества и профессионализма.

Во время Великой Отечественной войны ледорез вновь мобилизовали. На судне установили две 130-мм пушки и несколько пулеметов, присвоив очередное наименование СКР-18 (сторожевой корабль с бортовым номером 18), и 2 июля 1941 года зачислили во 2-й дивизион сторожевых кораблей Охраны водного района главной базы Северного флота. В феврале 1944 года ледорез вернули в подчинение Главному управлению Северного морского пути и «Федор Литке» вновь занялся привычной работой – проводкой караванов и отдельных судов.

12 сентября 1955 года, участвуя в научно-исследовательской экспедиции Арктического института, ледорез достиг точки с координатами 83° 11' и 49° 03' и установил рекорд свободного плавания в Северном Ледовитом океане.

14 ноября 1958 года «Федор Литке» вывели из эксплуатации и через некоторое время сдали на слом.

После демонтажа ледореза в Музей морского флота были переданы фрагменты ходовой рубки, устройства управления, предметы интерьера кают-компании, документы, которые и сегодня хранятся в фондах и будут частично представлены на выставке, являясь подлинным свидетельством яркой истории уникального судна.

См. публикацию «Прибытие ледореза «Федор Литке» (с 1921 г.) в Архангельск»

См. публикацию «История ледореза «Федор Литке» в разделе «Кают-компания»

«Федор Литке» во льдах. Фотокопия из фототеки ЦБНТИ ММФ. 1970-е гг. Собрание Музея морского флотаПервый капитан ледореза «Канада» под российским флагом Н.К. Мукалова. Лист из Альбома с записями пассажиров и моряков, служивших на судне «Канада» с 1914 по 1956 г. Фонды Музея морского флотаЛист из Альбома с записями пассажиров и моряков, служивших на судне «Канада» с 1914 по 1956 г. Фонды Музея морского флота

 

 

 

Фрагмент ходовой рубки ледореза «Федор Литке». Великобритания, 1900-е гг. Фонды Музея морского флота

Ледорез «Федор Литке». Художник С.В. Жиляев. Вторая половина XX в. Собрание Музея морского флотаКорабельный бинокль с ледореза «Федор Литке». Первая половина XX в. Фонды Музея морского флота

 

 

 

Новости

  • Открытие обсерватории на острове Большой Ляховской

    18.10.2019

    21 октября 1928 года на острове Большой Ляховской (море Лаптевых) начала действовать высокоширотная геофизическая обсерватория.

    Подробнее...  
  • "Морским судам быть!"

    17.10.2019

    20 (30 по новому стилю) октября 1696 года по решению Петра I, известного как "Морским судам быть!", начато строительство регулярного российского флота, которое было поддержано Боярской думой.

    Подробнее...