Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

12.02.2019

13 февраля 1934 года, 85 лет назад, в Чукотском море погиб пароход «Челюскин», совершавший сквозной рейс по Северному морскому пути с запада на восток. Экипаж и участники экспедиции, высадившиеся на лед, были спасены летчиками.

Пароход ледокольного типа «Челюскин» (первоначально назывался «Лена») был построен в Дании на верфях фирмы «Burmeister & Wain» по заказу советских внешнеторговых организаций. Пароход был предназначен для хождения между устьем Лены и Владивостоком. По техническим данным «Челюскин» являлся для того времени наиболее современным грузопассажирским судном. Свое название судно получило в честь русского мореплавателя и исследователя Севера С.И. Челюскина.

Пароход имел водоизмещение 7,5 тысяч тонн, длину 94,5 м, ширину 16,6 м, осадку 6,5 м. Мощность двигателей «Челюскина» составляла 2450 л.с., скорость хода 12,5 узлов, а экипаж 52 человека. Кроме этого, на судне могли размещаться в достаточно комфортабельных условиях 60 пассажиров. 11 марта 1933 года «Челюскин» был спущен на воду. В первое плавание в Ленинград судно вышло 3 июня 1933 года.

Капитаном парохода «Челюскин» был назначен В.И. Воронин – капитан дальнего плавания с большим опытом. Прибыв в порт приписки 11 июля 1933 года, Воронин осмотрел судно и заявил, что оно не готово противостоять льду. Капитан требовал, чтобы пароход хотя бы поставили в завод и усилили корпус. При этом он был не первым, кого насторожил пароход. Оказывается, что судно не было принято комиссией Наркомвода. Однако за практическое плавание выступил авторитетный О.Ю. Шмидт, и вопрос был решен в его пользу. Воронин отказался вступить в командование судном и отправился в плавание в качестве пассажира. В Ленинградском порту пароход сильно перегрузили. Часть экспедиции составляли геодезисты, которые ехали на остров Врангеля на зимовку, и большинство груза, включая бревна для постройки домов, «Челюскин» вез для них. Предполагалось, что корабль будет сопровождать ледокол «Красин», а ледорез «Федор Литке» встретит его в Чукотском море и поведет дальше. Для них «Челюскин» тоже вез 3000 тонн угля. Кроме того, на пароход погрузили 500 тонн пресной воды, коров и свиней, в результате судно на 80 см ушло ниже ватерлинии, и противоледовый пояс оказался под водой.

16 июля 1933 года пароход «Челюскин» под командованием первого капитана П. Безайса и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О.Ю. Шмидта вышел из Ленинграда в Мурманск, по пути зайдя в доки компании-производителя в Копенгагене, где были устранены несколько выявленных дефектов. В Дании 27 июля 1933 года капитан П. Безайс, сославшись на болезнь, покинул судно, передав командование В.И. Воронину. 2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов. Через Баренцево море судно отправилось в Карское море, где было самое сложное – лед. Во время похода слабый пароход плохо слушался руля. Команда часто производила осмотр корпуса изнутри, и поврежденные места подкреплялись деревянными клиньями.

Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. 14 августа 1933 года у мыса Северный в трюме «Челюскина» образовалась течь. Идущий впереди и пробивающий дорогу ледокол «Красин» развернулся и прибыл на помощь. Течь была ликвидирована. Таким образом, «Челюскин» преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно. 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места аварии парохода «А. Сибиряков». За это время команде не раз приходилось выгружаться на лед. Несколько раз пароход был на грани крушения, но опасность отступала. «Челюскин» вместе с экипажем дрейфовал в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 года, благодаря удачному дрейфу вместе со льдами, судно вошло в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем пароход был увлечен назад, в северо-западном направлении в Чукотское море.

В ночь на 13 февраля 1934 года неожиданно началась активная подвижка льда, корпус судна заскрипел от сжатия, и вскоре в нем образовалась трещина. К утру трещина приняла огромные размеры, при этом лед стал проникать внутрь парохода. Кроме этого, к «Челюскину» начал быстро приближаться высокий ледовый вал. Торосы двигались прямо на судно. Для «Челюскина» настал критический момент, и капитан В.И. Воронин отдал приказ об эвакуации. Паники не было. Каждый отвечал за свой участок работы. Пароход уходил под воду толчками в течение двух часов. За это время были сгружены на лед ящики с консервами, приборы, брикеты угля, листы фанеры, тюки с меховой одеждой, палатки, мешки с мукой и сахаром. Радист Э.Т. Кренкель отправил на большую землю радиограмму о гибели судна и переходе экипажа и полярников на дрейфующий лед. Последними с тонущего «Челюскина» сошли О.Ю. Шмидт и В.И. Воронин. Быстро темнело, экипаж срочно ставил палатки для женщин и детей, плотники строили барак, повара разбирали провизию и обустраивали камбуз. На лед удалось также сгрузить кирпичи и доски, из которых построили бараки. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека.

Через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил В.В. Куйбышев. Эвакуацию лагеря было решено осуществить с помощью авиации. Подходящую для приема самолетов льдину челюскинцы нашли в нескольких километрах от лагеря. Каждый день приходилось расчищать лед. Эта была крайне тяжелая работа. Кроме того, челюскинцам пришлось 13 раз находить новые льдины площадью 40 000 кв. м., так как ветер часто ломал лед.

Первым пробился к ледовому лагерю 5 марта на самолете АНТ-4  летчик А.В. Ляпидевский, который снял со льдины десять женщин и двоих детей. Следующий рейс был совершен только 7 апреля. За неделю летчики В.С. МолоковН.П. КаманинМ.В. Водопьянов, М.Т. Слепнев и И.В. Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находящееся в 140–160 км от места ледовой стоянки. Летчик М.С. Бабушкин и бортмеханик Г.С. Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолете-амфибии Ш-2, служившем «Челюскину» для ледовой разведки. В результате спасательной операции были спасены все 104 человека, которые провели два месяца на льдине в условиях полярной зимы. С Чукотки на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» челюскинцы были переправлены на Камчатку, оттуда во Владивосток, а затем на специальном литерном поезде в Москву.

19 июня 1934 года в Москве участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства и жителями столицы. Летчики, спасшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. Непосредственные участники зимовки, кроме двух детей, были награждены орденами Красной Звезды. В честь челюскинцев в СССР был назван ряд географических объектов, улицы во многих городах России и стран СНГ.

См. публикацию «Сквозное плавание по СМП л/п «Челюскин»

См. публикацию «День рождения полярного капитана В.И. Воронина»

См. публикацию «Трагедия и подвиг парохода «Челюскин» в разделе «Кают-компания»

Л/п «Челюскин». Фотография 1932 г. из фондов Музея морского флота

Л/п «Челюскин» во льдах. Фотография 1930-х гг. (?) из фондов Музея морского флота

Л/п «Челюскин» во льдах. Фотография 1930-х гг. (?) из фондов Музея морского флота

Гибель «Челюскина». Источник изображения: https://mtdata.ru/u14/photo63A0/20299136522-0/original.jpg

Ледовый лагерь. Источник изображения: http://kvobzor.ru/u/news/ac9cb7c0213a854622930e9671e807.jpg

Спасательная операция. Отправка самолета. Источник изображения: https://static.life.ru/posts/2018/06/1126420/f3a7c591f0b34d6394cb77c33da67cfe__980x.jpg

Новости

Все новости музея