Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

08.12.2017

11 декабря 1903 года родился Эрнст Теодорович Кренкель (1903–1971), известный советский полярник, профессиональный радист, участник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1» и других арктических экспедиций.

Э.Т. Кренкель родился в Белостоке в семье инспектора коммерческого училища, по происхождению немец. С 1910 года жил в Москве, учился в частной гимназии. В годы Первой мировой и Гражданской войн работал разнорабочим. В 1921 году с отличием окончил годичные курсы радиотелеграфистов, после которых работал по специальности на Люберецкой приемной радиостанции, одновременно учась в радиотехникуме. Узнав, что объявлен набор специалистов для работы в Арктике, подал заявление и был принят в качестве радиста. В течение двух зимовок в 1924–1925 и 1927–1927 годах Кренкель работал радистом на полярной станции на Новой Земле. В 1928 году – на гидрографическом судне «Таймыр» в Баренцевом море. С конца 1928 года начал работу в Центральном научно-исследовательском институте связи. В 1929 году Эрнст Теодорович участвовал в арктической экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов». В 1929–1930 годах работал радистом на полярной станции на Земле Франца-Иосифа.

12 января 1930 года Кренкель установил мировой рекорд дальности радиосвязи, осуществив связь между Арктикой и Антарктикой. В 1931 году участвовал в арктическом полете на дирижабле «Граф Цеппелин». В 1932 году в арктической экспедиции на ледокольном пароходе «А. Сибиряков», в 1933 году – на дирижабле «В-3», в 1933–1934 годах – на ледокольном пароходе «Челюскин». После гибели во льдах «Челюскина» Кренкель обеспечивал радиосвязь ледового лагеря с материком. Позывной радиостанции «Челюскина» – «RAEM» – впоследствии был закреплен за ним в качестве его личного радиолюбительского позывного. В 1935–1936 годах работал начальником полярной станции на Северной Земле. С 6 июня 1937 года по 15 марта 1938 года Кренкель был радистом первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1». Созданная в районе Северного полюса станция через девять месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км. С января 1938 года размеры льдины, на которой находились полярники, постоянно уменьшались. Стабильная радиосвязь, которую поддерживал Кренкель, позволила найти дрейфующую льдину и 15 марта 1938 года эвакуировать людей. После окончания полярного дрейфа получил звание Героя Советского Союза. После дрейфа на станции «Северный полюс-1» работал начальником Управления полярных станций и связи Главсевморпути. За участие в исследованиях Северного Ледовитого океана, проведенных во время дрейфа на льдине, Кренкель получил в 1938 году степень доктора географических наук (без защиты диссертации) и был избран почетным членом Всесоюзного географического общества.

В годы Великой Отечественной войны, являясь заместителем начальника и членом коллегии Главсевморпути, руководил работой всех советских полярных станций, отвечал за организацию радиосвязи на маршруте перегона американских самолетов с Аляски в Красноярск по ленд-лизу («маршрут Алсиб»). Отличился при эвакуации из осажденного Ленинграда Арктического института, подразделений Главсевморпути и детей полярников.

В послевоенные годы продолжил работу в Главсевморпути. В 1946 году первым в СССР получил лицензию на личную радиостанцию. В 1948–1951 годах работал директором Московского радиозавода «Волна». В 1951–1969 годах начальником лаборатории автоматических радиометеорологических станций НИИ гидрометеорологического приборостроения, где занимался созданием автоматических метеостанций, размещаемых в труднодоступных районах. В 1969 году был назначен директором НИИ гидрометеорологического приборостроения. В 1968–1969 годах являлся начальником рейса научно-исследовательского судна «Профессор Зубов», доставившего из Ленинграда в Антарктику 14-ю Советскую антарктическую экспедицию и забравшего зимовщиков предыдущей экспедиции.

С 1959 года Э.Т. Кренкель был председателем Федерации радиоспорта СССР. Увлекался филателией и был одним из организаторов движения филателистов в СССР. С 1966 года являлся председателем Всесоюзного общества филателистов. Кренкель – автор книги воспоминаний «RAEM – мои позывные».

Э.Т. Кренкель награжден медалью «Золотая Звезда» (№ 73), двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды. Его именем назван залив в море Лаптевых, геофизическая полярная обсерватория в архипелаге Земля Франца-Иосифа. Улицы в Москве, Екатеринбурге, Рыбинске, Донецке и ряде других городов, Центральный радиоклуб России в Москве, научно-исследовательское судно, Музей радио и радиолюбительства в Москве. На доме, где жил в Москве Кренкель, установлена мемориальная доска.

См. публикацию «80-летие начала работы дрейфующей полярной станции «Северный полюс-1»

"А/л

"А/л

Книга из собрания Музея морского флота

Новости

  • Ночь в музее 2018 в Музее морского флота

    21.05.2018

    19 мая 2018 года в рамках ежегодной общегородской культурно-просветительской акции «Ночь в музее» в Музее морского флота были проведены экскурсии

    Подробнее...  
  • День полярника

    18.05.2018

    День полярника является одним из самых молодых профессиональных праздников в России.

    Подробнее...