Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

28.11.2017

29 ноября 1910 года родился Константин Сергеевич Бадигин (1910–1984), капитан дальнего плавания, исследователь Арктики, Герой Советского Союза (1940), известный советский писатель.

Константин Сергеевич Бадигин родился в Пензе. С 1928 года работал на Дальнем Востоке матросом на пароходе «Индигирка», рулевым на пароходе «Симферополь», помощником штурмана ледокола «Малыгин». За полтора года самостоятельно изучил штурманский курс Владивостокского морского техникума и в 1932 году сдал все экзамены экстерном, получив диплом судоводителя. С 1933 года работал в Архангельске матросом на лесовозе, затем третьим помощником капитана на судне «Юшара». В 1935–1936 годах занимал должность третьего помощника капитана на ледоколе «Красин». Неоднократно участвовал в плаваниях по Северному Ледовитому океану. В 1937 году работал вторым помощником на ледокольном пароходе «Садко». В 1938 году был назначен капитаном ледокольного парохода «Георгий Седов». Во время знаменитого 812-суточного ледового дрейфа находился в числе пятнадцати остававшихся на борту парохода членов экипажа. В 1940 году, за проявленные во время ледового дрейфа мужество и героизм, капитану дальнего плавания К.С. Бадигину было присвоено звание Героя Советского Союза. Вскоре после окончания дрейфа Бадигин написал свою первую книгу «На корабле „Георгий Седов“  через Ледовитый океан». В последующие годы работал начальником в штурманско-навигационной службе Морского управления Главсевморпути.

С началом Великой Отечественной войны Бадигин был призван в ВМФ и до 1943 года последовательно занимал должности: офицера оперативного отдела штаба Беломорской ВМБ, начальника проводки транспортов – командира ледокольного отряда Беломорской ВМБ, капитана плавбазы «Север», первого заместителя начальника беломорскими ледовыми операциями Главсевморпути. Участвовал в проводке судов в Архангельск через Белое море.  В 1943–1945 годах Бадигин плавал на Тихом океане капитаном теплохода «Клара Цеткин», перевозившем оборонные грузы из США во Владивосток. В 1945–1946 годах участвовал в приемке и перегонке трофейных судов из Германии в СССР. С 1946 года стал капитаном 3-го ранга в запасе.

В 1946–1947 годах Бадигин являлся уполномоченным Министерства морского флота СССР по судоподъему в Германии. В 1947–1948 годах – старшим капитаном-наставником Министерства морского флота СССР. В 1948–1950 годах работал капитаном на судах Северного морского пароходства.

В 1950 году заочно закончил Московский педагогический институт, а затем и аспирантуру при МГУ. В 1953 году защитил диссертацию о северных русских мореходах. Кандидат географических наук.

В 1953 году Бадигин был командиром отряда экспедиции Главсевморпути. В 1953–1955 годах работал старшим научным сотрудником и начальником отдела мореплавания в Центральном научно-исследовательском институте экономики и эксплуатации водного транспорта в Москве. В 1955–1957 годах плавал капитаном судов «Леваневский» и «Рионгэс» в Мурманском морском пароходстве.

С 1954 года Бадигин являлся членом Союза писателей СССР. С 1957 года активно занимался писательской деятельностью.

В 1957–1959 годах работал капитаном-наставником Калининградского управления транспортного флота, занимаясь перегонкой крупнотоннажных судов.

В 1960 году Бадигин создал отделение Союза писателей в г. Калининграде. В 1961–1962 годах являлся ответственным секретарем Калининградского отделения Союза писателей РСФСР.

В 1962–1964 годах работал капитаном и капитаном-наставником Управления «Запрыбхолодфлот» и Калиниградской базы рефрижераторного флота Государственного управления СССР по рыбному хозяйству СССР. В 1961–1965 годах работал в Государственной инспекции флота рыбной промышленности. В 1965–1969 годах работал капитаном в Управлении морского транспортного флота по приему и перегону судов «Мортрансфлот» в Калининграде, занимаясь приемкой и перегоном судов, построенных за рубежом.

С 1969 года Бадигин на пенсии. С 1973 года был избран председателем комиссии писателей-маринистов Союза писателей СССР. С 1973 года являлся председателем комиссии по морской художественной литературе Союза писателей СССР.

Родина высоко оценила заслуги К.С. Бадигина. Он был награжден Золотой звездой Героя Советского Союза, орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак Почета, многими медалями. Бадигин являлся почетным гражданином Архангельска. В честь него установлена мемориальная доска на «Доме Бадигина», в котором он родился в Пензе. В честь К.С. Бадигина названы улицы в Пензе, Архангельске и Мелитополе.

К.С. Бадигин оставил значительное научное наследство. Среди его работ: «На корабле „Георгий Седов“ через Ледовитый океан» (1941), «Три зимовки во льдах Арктики» (1950), «Разгадка тайны Земли Андреева» (1953, в соавторстве с Н.Н. Зубовым), «По студеным морям. Очерки по истории ледовых плаваний русских поморов» (1956), «На морских дорогах» (мемуары, 1978).

Большой след Бадигин оставил и в художественной литературе, став признанным классиком отечественной маринистики. Его перу принадлежат художественные произведения: «Путь на Грумант» (1953), «Покорители студеных морей» (1957), «Чужие паруса» (1959), «Секрет государственной важности» (1966), «Кольцо великого магистра» (1969), «На затонувшем корабле» (1970), «Корсары Ивана Грозного» (1973), «Кораблекрушение у острова Надежды» (1977), «Ключи от заколдованного замка» (1980), киносценарий «Море студеное» (1955).

Дрейф л/п «Георгий Седов». Капитан К.С. Бадигин. Фотография из собрания Музея морского флота

Капитан л/п «Георгий Седов» К.С. Бадигин. Фотография из собрания Музея морского флота

Бюст «К.С. Бадигин». Скульптор А.И. Посядо. 1975 г. Собрание Музея морского флота

Книга из собрания Музея морского флота (М., 1977)

Новости

  • День командира корабля

    08.10.2018

    8 октября в России ежегодно отмечается День командира надводного, подводного и воздушного корабля - профессиональный праздник командиров экипажей кораблей.

    Подробнее...  
  • Вступление в строй первого отечественного плавучего дока

    04.10.2018

    5 октября 1742 года вступил в строй первый в истории отечественного кораблестроения плавучий док, спущенный на Адмиралтейской верфи на воду и доставленный в Кронштадт.

    Подробнее...