Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

27.10.2017

1 ноября 1862 года исполняется 155 лет со дня рождения Николая Лаврентьевича Кладо (1862–1919), генерал-майора по адмиралтейству (1912), выпускника Морского кадетского корпуса (1881), известного историка и теоретика российского флота, начальника Морской академии (1917–1919), автора более 100 научных трудов.

Н.Л. Кладо родился в дворянской семье потомственных моряков. В 1875 году поступил в Морской кадетский корпус. В 1881 году был произведен в гардемарины. За отличную успеваемость и поведение получил премию адмирала Рикорда.

После окончания Морского корпуса Кладо был оставлен преподавателем математики. В летнее время исполнял обязанности флаг-офицер начальника отряда судов корпуса. В 1886 году окончил механическое отделение Морской академии. В 1888 году был произведен в чин лейтенанта. С 1889 года служил флаг-офицером начальника эскадры на Тихом океане вице-адмирала П.Н. Назимова, затем находился в плавании в Средиземном море на канонерской лодке «Черноморец». В 1890–1891 годах совершил кругосветное плавание на броненосном крейсере «Память Азова» с наследником престола великим князем Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II).

Находясь на практике во французском флоте, прослушал курс французских морских наук под руководством адмирала Фурнье и участвовал в маневрах французского флота. По возвращении в Россию читал лекции морских наук в офицерской артиллерийской школе. В 1895 году Кладо читал лекции по морской тактике и по истории военно-морского искусства на академических курсах военно-морских наук для адмиралов и командиров флота. С 1896 года преподавал в Морском корпусе. Одновременно преподавал тактику, стратегию, историю в Николаевской морской академии, читал лекции в Академии Генерального штаба и в Инженерной академии. Именно Кладо впервые в России ввел в программу обучения курс истории военно-морского искусства. В 1901 году вышла его книга «Современная морская война», в которой историк провел анализ всех последних морских войн в мире и предпринял попытку определить общую динамику и направление развития флота, его роль, возможности в характере будущих войн. В 1896, 1900 и 1903 годах, по инициативе Кладо, были впервые проведены военные игры, на которых моделировался наиболее вероятный ход и исход назревающего столкновения с Японией.

Во время русско-японской войны 1904–1905 годов Кладо занимался популяризацией ВМФ, прочитав серию публичных лекций о важности роли флота в Санкт-Петербурге, Варшаве, Москве, Гельсингфорсе и других российских городах. В апреле 1904 года капитан 2-го ранга Н.Л. Кладо был назначен начальником военно-морских сообщений-начальником военно-морского отдела штаба командующего Тихоокеанским флотом. Однако из-за блокады Порт-Артура японцами добраться туда не успел. Находясь во Владивостоке, занимался обобщением данных по боевым действиям флота и участвовал в планировании операций Владивостокского отряда крейсеров. В августе 1904 года Кладо возвратился в Санкт-Петербург, после чего участвовал в подготовке к переходу 2-й Тихоокеанской эскадры. Будучи назначенным 2-м флаг-капитаном (по оперативным вопросам), отправился в плавание на флагманском броненосце «Князь Суворов». После Гульского инцидента был откомандирован с эскадры для дачи свидетельских показаний. В ноябре 1904 года Кладо напечатал в газете «Новое время» ряд статей, в которых критиковал высшее морское командование за плохую подготовку 2-й Тихоокеанской эскадры, за недостатки в стратегии и тактике войны на море. Статьи Кладо имели большую популярность, но вызвали отрицательную реакцию со стороны руководства ВМФ и государства. «За резкие и неуместные суждения в адрес Морского ведомства» Н.Л. Кладо был объявлен строгий выговор. Сам он был откомандирован на Амурскую речную флотилию, однако уже через несколько дней, «за проявление чрезмерной самостоятельности», Кладо был смещен и с этой должности, а в мае 1905 года за отказ от назначения на должность старшего офицера крейсера «Громобой» уволен со службы.

В 1906 году Н.Л. Кладо был восстановлен на военной службе и в качестве профессора читал лекции в Морской и Инженерной академиях. В 1907 году был произведен в чин полковника по адмиралтейству. В 1910 году назначен ординарным профессором Николаевской Морской академии. Кладо первым в России исследовал вопросы боевого использования авиации при ведении войны на море. Являлся постоянным автором «Морского сборника», писал статьи в энциклопедии. В 1912 году ему присвоили чин генерал-майора по адмиралтейству. В 1916 году Кладо стал заслуженным профессором Морской академии. В мае 1917 году был единогласно избран офицерами начальником Морской академии (занимал эту должность по июль 1919 года) с сохранением руководства преподаванием курса стратегии. Одновременно являлся начальником управления военно-морскими учебными заведениями. С сентября 1918 года являлся председателем Военно-морской исторической комиссии по исследованию опыта войны на море в 1914–1918 годах. Умер 10 июля 1919 года от паралича сердца.

Творческое наследие Н.Л. Кладо обширно. Он является автором более 100 трудов по морской стратегии, тактике, военно-морской истории и истории военно-морского искусства: «Военные действия на море во время японо-китайской войны», «История военно-морского искусства», «Организация морской силы», «Основы современного военно-морского дела», «Современная морская артиллерия», «Сила и состав современного флота», «Современная морская война. Морские заметки о русско-японской войне», «Введение в курс истории военно-морского искусства», «Этюды по стратегии», «Морская тактика», «О теории в военном деле» и многие другие. Работы Кладо отличала патриотическая гражданская позиция, глубокая энциклопедичность и философское обоснование рассматриваемых вопросов. Исторические выводы теоретика были порой нелицеприятны, но всегда без самообмана патриотичны. Кладо первым доказал необходимость изучения вопросов морской стратегии, разработал курс военно-морских наук, который сам и читал. Являлся продолжателем школы американского военно-морского теоретика А. Мэхена, заявляя, что для сильного морского государства необходимо стремление к овладению морями и, как следствие этого, наличие сильного наступательного флота. Кладо отмечал, что особую роль в создании мощного флота занимают не сами корабли, а воспитание и подготовка личного состава, вооруженность военно-морскими знаниями и умелое использование этих знаний на практике. Активно занимался на протяжении долгих лет и популяризацией военно-морских знаний.

Творческое наследие Н.Л. Кладо остается актуальным и сегодня, а память о нем сохраняется в стенах Военно-морской академии имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова.

Портрет Н.Л. Кладо. Художник С.В. Жиляев. 2002 г. Собрание Музея морского флота

Новости

  • День командира корабля

    08.10.2018

    8 октября в России ежегодно отмечается День командира надводного, подводного и воздушного корабля - профессиональный праздник командиров экипажей кораблей.

    Подробнее...  
  • Вступление в строй первого отечественного плавучего дока

    04.10.2018

    5 октября 1742 года вступил в строй первый в истории отечественного кораблестроения плавучий док, спущенный на Адмиралтейской верфи на воду и доставленный в Кронштадт.

    Подробнее...