Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

27.10.2017

1 ноября 1862 года исполняется 155 лет со дня рождения Николая Лаврентьевича Кладо (1862–1919), генерал-майора по адмиралтейству (1912), выпускника Морского кадетского корпуса (1881), известного историка и теоретика российского флота, начальника Морской академии (1917–1919), автора более 100 научных трудов.

Н.Л. Кладо родился в дворянской семье потомственных моряков. В 1875 году поступил в Морской кадетский корпус. В 1881 году был произведен в гардемарины. За отличную успеваемость и поведение получил премию адмирала Рикорда.

После окончания Морского корпуса Кладо был оставлен преподавателем математики. В летнее время исполнял обязанности флаг-офицер начальника отряда судов корпуса. В 1886 году окончил механическое отделение Морской академии. В 1888 году был произведен в чин лейтенанта. С 1889 года служил флаг-офицером начальника эскадры на Тихом океане вице-адмирала П.Н. Назимова, затем находился в плавании в Средиземном море на канонерской лодке «Черноморец». В 1890–1891 годах совершил кругосветное плавание на броненосном крейсере «Память Азова» с наследником престола великим князем Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II).

Находясь на практике во французском флоте, прослушал курс французских морских наук под руководством адмирала Фурнье и участвовал в маневрах французского флота. По возвращении в Россию читал лекции морских наук в офицерской артиллерийской школе. В 1895 году Кладо читал лекции по морской тактике и по истории военно-морского искусства на академических курсах военно-морских наук для адмиралов и командиров флота. С 1896 года преподавал в Морском корпусе. Одновременно преподавал тактику, стратегию, историю в Николаевской морской академии, читал лекции в Академии Генерального штаба и в Инженерной академии. Именно Кладо впервые в России ввел в программу обучения курс истории военно-морского искусства. В 1901 году вышла его книга «Современная морская война», в которой историк провел анализ всех последних морских войн в мире и предпринял попытку определить общую динамику и направление развития флота, его роль, возможности в характере будущих войн. В 1896, 1900 и 1903 годах, по инициативе Кладо, были впервые проведены военные игры, на которых моделировался наиболее вероятный ход и исход назревающего столкновения с Японией.

Во время русско-японской войны 1904–1905 годов Кладо занимался популяризацией ВМФ, прочитав серию публичных лекций о важности роли флота в Санкт-Петербурге, Варшаве, Москве, Гельсингфорсе и других российских городах. В апреле 1904 года капитан 2-го ранга Н.Л. Кладо был назначен начальником военно-морских сообщений-начальником военно-морского отдела штаба командующего Тихоокеанским флотом. Однако из-за блокады Порт-Артура японцами добраться туда не успел. Находясь во Владивостоке, занимался обобщением данных по боевым действиям флота и участвовал в планировании операций Владивостокского отряда крейсеров. В августе 1904 года Кладо возвратился в Санкт-Петербург, после чего участвовал в подготовке к переходу 2-й Тихоокеанской эскадры. Будучи назначенным 2-м флаг-капитаном (по оперативным вопросам), отправился в плавание на флагманском броненосце «Князь Суворов». После Гульского инцидента был откомандирован с эскадры для дачи свидетельских показаний. В ноябре 1904 года Кладо напечатал в газете «Новое время» ряд статей, в которых критиковал высшее морское командование за плохую подготовку 2-й Тихоокеанской эскадры, за недостатки в стратегии и тактике войны на море. Статьи Кладо имели большую популярность, но вызвали отрицательную реакцию со стороны руководства ВМФ и государства. «За резкие и неуместные суждения в адрес Морского ведомства» Н.Л. Кладо был объявлен строгий выговор. Сам он был откомандирован на Амурскую речную флотилию, однако уже через несколько дней, «за проявление чрезмерной самостоятельности», Кладо был смещен и с этой должности, а в мае 1905 года за отказ от назначения на должность старшего офицера крейсера «Громобой» уволен со службы.

В 1906 году Н.Л. Кладо был восстановлен на военной службе и в качестве профессора читал лекции в Морской и Инженерной академиях. В 1907 году был произведен в чин полковника по адмиралтейству. В 1910 году назначен ординарным профессором Николаевской Морской академии. Кладо первым в России исследовал вопросы боевого использования авиации при ведении войны на море. Являлся постоянным автором «Морского сборника», писал статьи в энциклопедии. В 1912 году ему присвоили чин генерал-майора по адмиралтейству. В 1916 году Кладо стал заслуженным профессором Морской академии. В мае 1917 году был единогласно избран офицерами начальником Морской академии (занимал эту должность по июль 1919 года) с сохранением руководства преподаванием курса стратегии. Одновременно являлся начальником управления военно-морскими учебными заведениями. С сентября 1918 года являлся председателем Военно-морской исторической комиссии по исследованию опыта войны на море в 1914–1918 годах. Умер 10 июля 1919 года от паралича сердца.

Творческое наследие Н.Л. Кладо обширно. Он является автором более 100 трудов по морской стратегии, тактике, военно-морской истории и истории военно-морского искусства: «Военные действия на море во время японо-китайской войны», «История военно-морского искусства», «Организация морской силы», «Основы современного военно-морского дела», «Современная морская артиллерия», «Сила и состав современного флота», «Современная морская война. Морские заметки о русско-японской войне», «Введение в курс истории военно-морского искусства», «Этюды по стратегии», «Морская тактика», «О теории в военном деле» и многие другие. Работы Кладо отличала патриотическая гражданская позиция, глубокая энциклопедичность и философское обоснование рассматриваемых вопросов. Исторические выводы теоретика были порой нелицеприятны, но всегда без самообмана патриотичны. Кладо первым доказал необходимость изучения вопросов морской стратегии, разработал курс военно-морских наук, который сам и читал. Являлся продолжателем школы американского военно-морского теоретика А. Мэхена, заявляя, что для сильного морского государства необходимо стремление к овладению морями и, как следствие этого, наличие сильного наступательного флота. Кладо отмечал, что особую роль в создании мощного флота занимают не сами корабли, а воспитание и подготовка личного состава, вооруженность военно-морскими знаниями и умелое использование этих знаний на практике. Активно занимался на протяжении долгих лет и популяризацией военно-морских знаний.

Творческое наследие Н.Л. Кладо остается актуальным и сегодня, а память о нем сохраняется в стенах Военно-морской академии имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова.

Портрет Н.Л. Кладо. Художник С.В. Жиляев. 2002 г. Собрание Музея морского флота

Новости

  • 110-летие со дня рождения А.И. Щетининой

    22.02.2018

    26 февраля 2018 года исполняется 110 лет со дня рождения первой в мире женщины-капитана дальнего плавания, капитана-наставника Дальневосточного морского пароходства Министерства морского флота СССР Анны Ивановны Щетининой (1908-1999).

    Подробнее...  
  • 100-летие со дня рождения министра морского флота СССР (1970–1986) Т.Б. Гуженко

    14.02.2018

    15 февраля 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения советского государственного деятеля, министра морского флота СССР (14 января 1970 г. - 27 сентября 1986 г.), Героя Социалистического Труда (1977 г.) Тимофея Борисовича Гуженко (1918-2008).

    Подробнее...