Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

27.10.2017

29 октября 1955 года в Севастопольской бухте в результате взрыва погиб линкор «Новороссийск».

Итальянский линейный корабль дредноутного типа «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») был построен в 1914 году. Корабль участвовал в Первой и Второй мировых войнах. В 1949 году был передан СССР в счет репараций и включен в состав Черноморского флота. Однако линкор «Новороссийск» (это наименование он получил в советском флоте) не был готов к условиям черноморского региона, в результате чего боевой корабль до 1955 года восемь раз находился в заводском ремонте и, не отвечая многим техническим требованием, использовался в качестве учебно-тренировочной базы.

Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся из очередного учебного похода и занял место в Северной бухте на бочке № 3 в районе Морского госпиталя. 29 октября в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000–1200 кг тротила, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 м². Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу при взрыве погибло от 150 до 175 человек. Через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту, в результате которого образовалась вмятина в 190 м². Линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А. Пархоменко запретил начатую буксировку. Запоздалое приказание о возобновлении буксировки оказалось уже бессмысленным. Носовая часть корабля к этому времени уже села на грунт. Команда на эвакуацию с гибнущего корабля также была дана с большим опозданием, когда линкор уже начал переворачиваться. На юте к этому времени скопилось до тысячи моряков, не принимавших непосредственного участия в борьбе за живучесть корабля. В 4 часа 14 минут 29 октября «Новороссийск» лег на левый борт и уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа корпус линкора полностью исчез под водой.

В катастрофе погибли 829 человек, включая моряков из аварийных партий с других кораблей эскадры Черноморского флота. Многие моряки оказались заперты в отсеках опрокинувшегося корабля. Из них удалось спасти лишь 9 человек. Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября…

По итогам работы государственной комиссии во главе с министром среднего машиностроения СССР В.А. Малышевым ряд адмиралов и офицеров Черноморского флота были сняты со своих должностей, разжалованы и уволены со службы. Катастрофа линкора «Новороссийск» стала поводом для снятия с должности главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова. В 1957 году линкор был поднят и разобран на металл.

До настоящего времени нет однозначного мнения о причине взрыва на линкоре «Новороссийск». Наиболее вероятными считаются две версии – взрыв оставшейся со времен войны немецкой донной мины (связки из нескольких мин), задетой якорем «Новороссийска», и диверсия итальянских боевых пловцов.

Памятники погибшим морякам линкора «Новороссийск» установлены на братских могилах на кладбище Коммунаров и Братском кладбище Севастополя.

5 июля 1999 года указом Президента Российской Федерации № 871 «за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при спасении экипажа линейного корабля «Новороссийск» были награждены орденом Мужества 716 человек, в том числе 613 посмертно. Награды были вручены оставшимся в живых ветеранам, а также вдовам и детям погибших и умерших.

Взрыв на линкоре «Новороссийск». Художник Н.А. Борисов. 1995 г. Собрание Музея морского флота

Новости

  • День полярника

    18.05.2018

    День полярника является одним из самых молодых профессиональных праздников в России.

    Подробнее...  
  • Международный день музеев

    17.05.2018

    Международный день музеев отмечается ежегодно по решению XI Генеральной конференции Международного совета музеев, состоявшейся в мае 1977 года.

    Подробнее...