Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

04.10.2017

5 октября 1890 года в селе Сумский Посад Архангельской губернии (ныне – Республика Карелия) родился Владимир Иванович Воронин (1890–1952), капитан советского ледокольного флота, участник многих советских экспедиций в Арктике и Антарктике.

В.И. Воронин являлся представителем известной династии моряков-поморов. В возрасте восьми лет впервые вышел в море на парусном боте «Святой Иоанн Предтеча». В 1912 года Владимир Иванович окончил Кемскую мореходную школу, готовившую шкиперов для судов каботажного плавания. В 1916 году окончил Архангельское торгово-мореходное училище, после чего плавал штурманом на судах в Арктике. Когда во время Первой мировой войны в Белом море германской подводной лодкой был торпедирован пароход «Федор Чижов», на котором Воронин служил штурманом, он, несмотря на ранение, проявил мужество, руководя эвакуацией людей, и оставил судно последним. В 1918 году Воронин стал капитаном парохода «Сосновец». Командуя пароходами «Сергей Витте» и «Пролетарий», участвовал в двух Карских хлебных экспедициях. В 1928 году, командуя ледокольным пароходом «Георгий Седов», принимал участие в поисках экипажа итальянской экспедиции У. Нобиле. В 1932 году ледокольный пароход «А. Сибиряков» под командованием Воронина впервые в истории совершил сквозной переход за одну навигацию по Северному морскому пути. По словам участника плавания на судне «А. Сибиряков» профессора В.Ю. Визе, В.И. Воронин был идеальным полярным капитаном для самых беспримерных предприятий: «Я всегда поражался его поразительному чутью, благодаря которому он легко и быстро решал самые сложные „ледовые задачи“ и нередко выводил корабль из положения, казавшегося безвыходным». Как полагал сам Воронин, полярный капитан должен быть одновременно «и крайне осторожным, и очень дерзким». В 1933–1934 годах Воронин, являясь капитаном парохода «Челюскин», участвовал в знаменитой эпопее челюскинцев. При этом именно Владимир Иванович еще до начала плавания официально предупредил руководителя экспедиции, что пароход плохо приспособлен для плавания в арктических льдах и может быть ими раздавлен, что впоследствии и произошло. При этом, во время плавания судна и его гибели, как и в ходе последующей ледовой эпопеи челюскинцев, Воронин вел себя с исключительным мужеством. Он последним оставил гибнущее судно, а затем одним из последних покинул на самолете и ледовый лагерь. В 1934–1938 годах Воронин являлся капитаном легендарного ледокола «Ермак». В годы Великой Отечественной войны служил ледовым лоцманом в управлении Беломорских ледовых операций, главным лоцманом Севморпути, неоднократно участвовал в проводке боевых кораблей по Северному морскому пути. В 1946–1947 годах был первым капитаном китобойной флотилии «Слава». В начале 1950-х годов плавал в Арктике капитаном на ледоколе «Иосиф Сталин». Воронин умер в 1952 году в Арктике на борту ледокола «Иосиф Сталин» после инсульта, случившегося во время буксирной операции в штормовых условиях, и был похоронен в Ленинграде на Шуваловском кладбище.

Капитан дальнего плавания В.И. Воронин был награжден двумя орденами Ленина, орденом Нахимова 2-й степени, орденом Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Знак Почета, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, а также многими медалями. В 1935 году в СССР была выпущена почтовая марка, посвященная капитану В.И. Воронину. Память о нем увековечена в названии Архангельского морского института. Именем Воронина названы: подводный желоб и острова в Карском море, мыс и ледник на Земле Франца-Иосифа, залив в Баренцевом море (на острове Солсбери), губа и бухта на Новой Земле, мыс на Земле Виктории в Антарктиде, бухта на Земле Королевы Мод в Антарктиде, улицы в Санкт-Петербурге, Беломорске, Северодвинске, Архангельске, Екатеринбурге, в городе Сокол Вологодской области. В разное время имя капитана носили четыре судна: парусная шхуна, парусно-моторный бот, буксир, а также ледокол, построенный в 1955 году в Финляндии по заказу СССР.

На строительстве ледокола «Иосиф Сталин». Капитан В.И. Воронин. Ленинград, 1938 г. Фотография из собрания Музея морского флота

Капитан ледокола «Иосиф Сталин» В.И. Воронин работает с секстаном. 1940-е гг. Фотография из собрания Музея морского флота

Капитан В.И. Воронин у машинного телеграфа. Фотография из собрания Музея морского флота

Ледокол «Капитан Воронин». Фотография 1960-х гг. Собрание Музея морского флота

Новости

Все новости музея