Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

29.05.2017

30 мая 1931 года на воду был спущен пароход «Анадырь» – головное судно серии «дальневосточников» (суда дальневосточной линии), заложенное 17 июня 1929 года на Балтийском заводе в Ленинграде (водоизмещение – 6140 т (3554 брт), грузоподъемность – 1473 т, длина – 95,93 м, ширина – 14,05 м, осадка – 6,02 м, экипаж – 73 человека). Одновальная энергетическая установка с паровой машиной тройного расширения мощностью 1500 (фактически 1605) л.с. обеспечивала судну скорость 10,5 узлов с дальностью плавания 3690 миль. Пароход был двухпалубным и имел трехостровную архитектуру с избыточным надводным бортом (2,76 м). Удачные обводы и ледовое подкрепление корпуса позволяли эксплуатировать его в условиях Арктики.

В мае 1931 года «Анадырь» впервые вышел на ходовые испытания. В июне 1932 году пароход был привлечен в первую Северо-восточную арктическую экспедицию, целью которой являлась доставка на Колыму в адрес Дальстроя пассажиров и грузов. Однако в связи со сложной ледовой обстановкой судно вынуждено было зазимовать во льдах. Летом 1933 года зажатый льдами «Анадырь» вторично зимовал в Арктике. Зимовка протекала трудно, не хватало продовольствия, люди болели цингой, а некоторые не могли даже двигаться. В 1935 году пароходы «Анадырь» и «Сталинград» впервые совершили сквозное плавание по Северному морскому пути с востока на запад.

Летом 1936 года «Анадырь» был передан в аренду Главному управлению Северного морского пути и был включен в состав экспедиции особого назначения (ЭОН-3) по переводу эсминцев «Сталин» и «Войков» по Севморпути из Мурманска во Владивосток. В 1937 году судно активно эксплуатировалось на Севере. В 1938 году пароход был передан Владивостокской морской конторе Севморпути, а в 1940 году вошел в состав судов Владивостокского арктического морского пароходства Главсевморпути, как товаропассажирский пароход-снабженец. Летом 1942 года «Анадырь» перешел Северным морским путем в Архангельск, где был поставлен на ремонт на заводе «Красная кузница». С 15 июня по 20 декабря 1943 года – включен в состав военных транспортов Северного флота, однако осенью возвращен во Владивосток. Во время войны с Японией «Анадырь» был вновь мобилизован. С 9 августа по 3 сентября 1945 года «Анадырь» числился в отряде ледоколов Тихоокеанского флота. По окончании войны пароход вернули в систему Главсевморпути, где он эксплуатировался до июня 1957 года, после чего был передан Дальневосточному морскому пароходству. В 1964 году – служил учебным судном пароходства. В 1965 году судно было передано Владивостокскому рыбному порту и переименовано в «Вертикал».

В ноябре 2007 года отечественный торговый флот пополнил новый контейнеровоз «Анадырь», построенный на китайской верфи для Дальневосточного морского пароходства.

 

Модель парохода «Анадырь» 1970-х гг. из собрания Музея морского флота

Фотография 1960-1970-х гг. из собрания Музея морского флота

Новости

  • 100-летие со дня рождения министра морского флота СССР (1970–1986) Т.Б. Гуженко

    14.02.2018

    15 февраля 2018 года исполняется 100 лет со дня рождения советского государственного деятеля, министра морского флота СССР (14 января 1970 г. - 27 сентября 1986 г.), Героя Социалистического Труда (1977 г.) Тимофея Борисовича Гуженко (1918-2008).

    Подробнее...  
  • 100-летие со дня начала Ледового похода Балтийского флота

    14.02.2018

    100 лет назад, 19 февраля 1918 года, начался Ледовый поход Балтийского флота.

    Подробнее...