Музей морского флота «Метеор» – первый русский паровой корабль
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

16.03.2017

17 марта 1823 года на Николаевской верфи был заложен первый русский паровой корабль – 14-пушечный «Метеор» (классический колесный пароход). Строительство парохода вел корабельный инженер И.С. Разумов.

Длина парохода составляла 36,6 метра, ширина – 6,1 метра, осадка – 2,21 метра. На пароходе были установлены две паровых машины завода Берда обшей мощностью 60 л. с. Судно имело два гребных колеса, а также парусное вооружение. Скорость максимального хода не превышала 6,5 узлов. Вооружение «Метеора» составляли 14 мелкокалиберных орудий.

Еще на стапелях, летом 1823 года, командиром «Метеора» был назначен «14-го класса штурманский помощник» Г.М. Михновский (1793–1865), выпускник николаевского Черноморского штурманского училища. Спущен на воду пароход был 15 (27) июня 1825 года, а в 1826 году вошел в состав Черноморского флота, став первым боевым пароходом Российской империи и первым вооруженным паровым кораблем на Черном море.

«Метеор» принял самое активное участие в русско-турецкой войне 1828–1829 годов. Большей частью судно, как и все первые пароходы того времени, использовалось для буксировки парусных линейных кораблей во время штилевой погоды и выполнения других вспомогательных задач. На время боевых действий поручика Г.М. Михновского сменил в должности командира лейтенант А.П. Скрягин (1798–1848). 6 (18) мая 1828 года «Метеор» в составе эскадры вице-адмирала А.С. Грейга участвовал в высадке десанта под Анапой. Имея небольшую осадку и свободу передвижения, пароход удачно маневрировал в непосредственной близости от берега и огнем своих орудий выбивал черкесов из их укрытий.         

В дальнейшем «Метеор» участвовал в блокаде приморской крепости Варна, взятии приморских городов Василько и Агатополь, где выполнял функции буксира.

24 июля 1828 года, совместно с бригом «Меркурий», «Метеор» сопровождал из Варны в Одессу фрегат «Флора» с императором Николаем I на борту.

В последующие годы «Метеор» достаточно активно использовался, однако его маломощная и несовершенная паровая машина, тихоходность, а также многочисленные недостатки конструкции уже не удовлетворяли командование Черноморского флота. Поэтому в 1839 году, прослужив всего 13 лет, «Метеор» был разобран. При этом сам факт самостоятельной постройки на черноморских верфях парового судна и достаточно длительная его эксплуатация дали хороший опыт строительства и эксплуатации паровых судов на Черном море.

Первое военное паровое судно на Черном море – «Метеор». Источник изображения: http://wwportal.com/e-tot-den-v-istorii-145/

Новости

  • 155 лет со дня рождения академика А.Н. Крылова

    14.08.2018

    15 августа 2018 года исполняется 155 лет со дня рождения А.Н. Крылова (1863–1945), Героя Социалистического Труда, академика, автора фундаментальных трудов по теории корабля, теории магнитных и гироскопических компасов, математике, механике, артиллерии.

    Подробнее...  
  • 245 лет со дня рождения Ю.Ф. Лисянского

    10.08.2018

    13 августа 2018 года исполняется 245 лет со дня рождения Ю.Ф. Лисянского (1773–1837), участника русско-шведской войны 1788–1790 годов, мореплавателя, командира шлюпа «Нева» в первой русской кругосветной экспедиции, капитана 1-го ранга.

    Подробнее...