Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

25.10.2019

26 октября (7 ноября) 1864 года, 155 лет назад, в свете серьезных государственных и экономических реформ в России входивший в состав Министерства внутренних дел Департамент мануфактур и внутренней торговли был переименован в Департамент торговли и мануфактур. 3-е отделение Департамента (отделение внешних сношений), наряду с другими многочисленными задачами (составление и пересмотр торговых трактатов, переписка с консулами и заграничными агентами, дела об учреждении агентов Министерства финансов за границей и составление инструкций для них,  решение вопросов о тарифах, торговля и промыслы на окраинах России, дела по рассмотрению проектов железных и шоссейных дорог и т. д.), занималось вопросами содержания внутренних во­дных сообщениях, вопросами торгового мореплавания и судостроения, а также заведова­ло учебными заведениями торгового мореплавания и судостроения. Кроме этого, 3-е отделение вело дела субсидируемых пароходных обществ, ведало вопросами устройства портов и портовых сборов.

Управлять деятельностью 3-го отделения (впоследствии получившего статус отдела торгового мореплавания) со столь серьезными и разноплановыми задачами было весьма сложно. Поэтому система управления все время реформировалась. Часть старых задач постепенно передавалась другим управленческим структурами. В 1902 году для руководства делами торгового мореплавания и судостроения и для заведования торговыми портами было образовано отдельное Главное управление торгового мореплавания и портов (ГУТМП), куда были переданы: из Министерства финансов отдел торгового мореплавания (бывшее 3-е отделение), Совет по делам торгового мореплавания и Комитет по портовым делам, а из Министерства путей сообщения отдел торговых портов. В ведение ГУТМП перешли торговые порты, портовые сборы (при этом взимание сборов было сохранено за таможнями Министерства финансов), дела по частному морскому пароходству и судостроительным обществам, технический надзор за судостроением. Представители ГУТМП были включены в Тарифный комитет и Совет по тарифным делам Министерства финансов. С этого времени торговое мореплавание в России получило достаточно четкую управленческую структуру.

См. публикацию «Постановление «О реализации первоочередных мер по возрождению торгового флота России»

См. публикация «90-летие принятия первого Кодекса торгового мореплавания СССР»

Новости

Все новости музея