Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации

28.12.2018

В 1873 году, 145 лет назад, в Москве было основано Императорское Общество для содействия русскому торговому мореходству, сыгравшее большую роль в развитии торгового мореплавания и мореходного образования в России. Инициатором его создания выступил экономист, публицист и общественный деятель Кришьянис Вальдемар. Инициатива нашла широкий отклик по всей России. Центральное правление Общества находилось в Москве. Филиалы были расположены в портовых городах страны. Членами Общества являлись военные и гражданские моряки, купцы и чиновники, представители научной и творческой интеллигенции.

По замыслу Общество должно было служить связующим звеном между правительством и теми слоями населения страны, от которых непосредственно зависело воплощение в жизнь планов по развитию мореходства в России. Главной целью Общества являлось развитие российского торгового мореходства. В сфере внимания Общества находились практически все значимые проблемы морского и речного торгового судоходства.

Общество сыграло большую роль в развитии судостроения, в решении правительства по экспорту нефти, развитии судоходства на сибирских реках. При активном его содействии по всей России была создана единая система мореходных классов (более 40), разработаны единые правила на получение званий шкипера и штурмана. При непосредственном участии Общества был построен первый в России керосинопровод Баку – Батуми, принят закон об ужесточении контроля за деятельностью иностранцев в нефтяном секторе, а также введен запрет на вывоз за границу сырой нефти и нефтепродуктов, пригодных для дальнейшей переработки. Обществом была введена система наград и поощрений для лиц, содействовавших русскому торговому мореходству. Высшей наградой Общества считалась Большая золотая медаль «За услуги по судостроению и мореходству». Так, в 1880 году этой медалью был награжден предприниматель М.К. Сидоров, с формулировкой «за «многолетние неустанные труды и пожертвования на исследование сибирского морского пути и за опыты морского судостроения на Енисее, а также за снаряжение в экспедицию шхуны «Утренняя Заря», пришедшей из Енисея северными морями с образцами сибирских продуктов.

В целях популяризации идей российского мореплавания с 1879 года Общество выпускало собственное издание «Известия Общества для содействия русскому торговому мореходству», а с апреля 1886-го – журнал «Русское судоходство». Свою деятельность Общество продолжало вплоть до 1917 года.

Плакат Императорского Общества для содействия русскому торговому мореходству. Источник изображения:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/88/Russian_poster_WWI_071.jpg

Памятная медаль Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству. Из архива журнала «Морской сборник»

Морской торговый порт. СССР, 1950-е гг. Фото из фондов Музея морского флота

Новости

  • В Госдуме открылась выставка «Законъ. К истории транспорта России»

    18.09.2019

    18 сентября в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации открылась выставка "Законъ. К истории транспорта России".

    Подробнее...  
  • 60-летие выхода на ходовые испытания первого атомного ледокола «Ленин»

    11.09.2019

    12 сентября 1959 года, 60 лет назад, с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания атомный ледокол "Ленин" под командованием капитана П.А. Пономарева (1896-1973).

    Подробнее...