04.10.2018
5 октября 1742 года вступил в строй первый в истории отечественного кораблестроения плавучий док, спущенный на Адмиралтейской верфи на воду и доставленный в Кронштадт. В этот день по решению Адмиралтейств-коллегии в док ввели линейный корабль «Петр I и II» для сохранения памяти о Петре Великом. Однако в связи с урезанным бюджетом было принято решение вывести судно из дока и отправить на слом, а сам плавдок использовать по своему прямому предназначению. Первый плавучий док был весьма несовершенен, поэтому предполагалось строительство плавучего дока специальной постройки. Осуществить подобный проект удалось только в 1785 году.
Первое плавучее судоподъемное сооружение в России было построено еще в начале XVIII века во времена Петра I из шведского фрегата «Камель». Палуба его была снята, корма срезана, а в ней сделаны водонепроницаемые ворота. После заводки поврежденного судна внутрь «Камеля» ворота закрывались, и вода откачивалась, пока подводная часть ремонтируемого судна не обнажалась. Успех был настолько большим, что в течение ряда лет подобные сооружения назывались «камелями». Они были деревянными, но как только металл пришел в судостроение, простые прямоугольные формы быстро позволили создать металлические доки.
За годы советской власти техника докостроения в нашей стране значительно продвинулась вперед, инженеры и техники создали ряд новых конструкций плавучих доков. В настоящее время большинство плавдоков делается из стали, железобетонные изготовляются только небольших размеров.
См. публикацию «Последний корабль Петра» в разделе «Кают-компания»