Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

14.08.2018

15 августа 2018 года исполняется 155 лет со дня рождения А.Н. Крылова (1863–1945), Героя Социалистического Труда, академика, автора фундаментальных трудов по теории корабля, теории магнитных и гироскопических компасов, математике, механике, артиллерии.

Алексей Николаевич Крылов родился 15 августа 1863 года в городке Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне деревня Крылово Порецкого р-на Чувашии) в семье артиллерийского офицера, участника Крымской войны 1853–1856 годов. В 1878 году Крылов поступил в Морское училище, которое окончил с отличием в 1884 году. После окончания училища работал в компасной мастерской Гидрографического управления, где провел свое первое научное исследование по девиации магнитных компасов. В 1887 году перешел на Франко-русский завод, а затем продолжил учебу на кораблестроительном отделении Николаевской морской академии. После окончания учебы остался в академии, где вел практические занятия по математике, а впоследствии и по теории корабля.

В 1890-е годы мировую известность приобрел труд А.Н. Крылова «Теория качки корабля». Эта работа стала первым всеобъемлющим теоретическим трудом в данной области. В 1896 году Крылов был избран членом Английского общества корабельных инженеров. В 1898 году награжден золотой медалью Британского общества корабельных инженеров, причем это был первый случай в истории, когда медали удостаивался иностранец. Впоследствии создал теорию демпфирования (умирения) бортовой и килевой качки. Крылов первым предложил и гироскопическое демпфирование бортовой качки, что сегодня является наиболее общепринятым способом.

С 1900 года А.Н. Крылов тесно сотрудничал по вопросам плавучести корабля с вице-адмиралом С.О. Макаровым. Итоги данной работы стали классическими и до сих пор широко используются в мире. В 1900–1908 годах Крылов заведовал опытовым бассейном, занимаясь научно-исследовательскими работами в кораблестроении. В 1908–1910 годах состоял главным инспектором кораблестроения (начальником кораблестроительного отдела МТК и его председателем). С 1908 года – председатель Морского технического комитета, с 1910 года – ординарный профессор Николаевской морской академии, консультант Адмиралтейского и Балтийского заводов. В 1911–1913 годах Крылов состоял экстраординарным профессором института инженеров путей сообщения. В 1915–1916 годах являлся председателем правительственного правления Путиловских заводов. Крылов активно участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров-дредноутов типа «Севастополь».

В 1912 году А.Н. Крылов подготовил доклад о необходимости ассигнований 500 миллионов рублей на воссоздание флота. Доклад был прочитан в Государственной думе морским министром И.К. Григоровичем и обеспечил выделение запрошенных средств. В 1914 году Алексей Николаевич был избран членом-корреспондентом Российской академии наук, в 1916 году – ординарным академиком по математической физике. В 1916 году возглавил Главную физическую обсерваторию и Главное военно-метеорологическое управление. В 1917 году был назначен директором физической лаборатории академии наук и руководителем Русского общества пароходства и торговли. После Октябрьской революции Крылов передал все суда советскому правительству и продолжал работать на развитие отечественного флота. В 1918 году являлся консультантом комиссии особых артиллерийских опытов. В 1919–1920 годах служил начальником Морской академии. В 1921–1927 годах работал в Лондоне как представитель советского правительства для восстановления зарубежных научных связей страны. В 1928–1931 годах являлся директором Физико-математического института АН СССР. В 1941–1945 годах находился в эвакуации в Казани, где написал свои знаменитые «Мои воспоминания».

А.Н. Крылов оставил след во многих отраслях мировой науки. В 1931 году академик опубликовал работу по теме, известной теперь как подпространство Крылова (или методы подпространства Крылова). Работа касалась проблем вычисления коэффициентов характеристического полинома заданной матрицы. В 1938–1940 годах опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса: «Основания теории девиации компаса», «Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении» и «О теории гирокомпаса». Предложил новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса. Кроме этого Крылов являлся замечательным педагогом и популяризатором научных знаний, читал лекции по теории кораблестроения будущим инженерам.

Мировой классикой стали работы А.Н. Крылова по гидродинамике, в том числе и по теории движения корабля на мелководье (он был первым, кто смог объяснить и рассчитать значительное увеличение гидродинамического сопротивления при небольших глубинах) и теории единичных волн. Крылов – автор около 300 книг и статей по судостроению, магнетизму, артиллерии, математике, астрономии и геодезии. Широко используются его знаменитые таблицы непотопляемости. В 1941 году научные исследования Алексея Николаевича были отмечены Сталинской премией. В 1943 году А.Н. Крылову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

А.Н. Крылов умер 26 октября 1945 года и был похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища Санкт-Петербурга.

В память о А.Н. Крылове названа малая планета, астероид и кратер на Луне, улицы в Санкт-Петербурге, Севастополе, Чебоксарах, Алатыре и в Николаеве, а также головной, ведущий научно-исследовательский институт судостроительной отрасли РФ (ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н. Крылова») и российское научно-техническое общество судостроителей. Имя А.Н. Крылова носит премия Российской академии наук «за выдающиеся работы по использованию вычислительной техники в решении задач механики и математической физики», премия правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области технических наук. В 1972–2004 годах в составе ВМФ СССР и РФ находилось океанографическое научно-исследовательское судно «Академик Крылов». В 1963 году в его честь была отчеканена настольная медаль, а в 1956 и 1963 годах выпущены памятные марки.

Памятник А.Н. Крылова установлен в Чебоксарах, а бюсты знаменитого ученого – в Москве, Чебоксарах, Алатыре, Поречье. На родине академика в деревне Крылово Порецкого района Чувашии действует мемориальный музей его имени. 

Академик А.Н. Крылов. Источник изображения: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e1/Alexey_Krylov_1910s.JPG

А.Н. Крылов в 1930-е годы. Источник изображения:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a0/Alexey_Krylov_Old.JPG

Судно «Академик Крылов». Источник изображения: http://fleetphoto.ru/photo/225632/?vid=33046

Новости

Все новости музея