22.06.2018
23 июня 1903 года, 115 лет назад, Государственным Советом впервые было утверждено «Положение о механиках на мореходных судах торгового флота».
До 1903 года статус механиков на судах российского торгового флота был неопределенным. Они являлись просто вольнонаемными членами экипажа и не относились к командному составу. Это создавало серьезные неудобства как для капитанов судов, которым было сложно руководить механиками, так и для механиков, которым было сложно руководить своими непосредственными подчиненными (машинистами и кочегарами). Кроме этого в России на тот момент вообще отсутствовала четкая система подготовки механиков судов как каботажного, так и дальнего плавания. Это было вызвано, прежде всего, низким уровнем образования населения вообще, а также недостаточным вниманием руководства государства к проблемам торгового флота.
Практически такое же положение механиков существовало и на военном флоте, где они являлись не офицерами, а простыми чиновниками. Последствия такого пренебрежительного отношения к вопросам механической службы в российском Военно-морском флоте самым негативным образом проявились во время русско-японской войны 1904–1905 годов.
Что касается «Положения о механиках на мореходных судах торгового флота» 1903 года, то оно во многом исправило негативную ситуацию на торговом флоте. Во-первых, Положение подняло престиж судовых механиков, которые получили офицерские права, став законными начальниками всего обслуживавшего судовые механизмы личного состава и получив доступ в кают-компанию. Во-вторых, одновременно было увеличено и их жалование. Важным последствием Положения было и образование механических отделений в мореходных училищах, где началась целенаправленная подготовка кадров для командных механических должностей в российском торговом флоте.