04.06.2018
Строительство нового Волго-Балтийского водного пути было начато в 1940 году. В 1941 году, ввиду начала Великой Отечественной войны, стройку пришлось законсервировать. Возобновлена она была уже в послевоенное время. Однако в 1953 году стройку снова законсервировали. В 1955 году Правительство СССР вновь решило продолжить стройку. С 1959 года Волго-Балтийский водный путь был объявлен первоочередной стройкой семилетки. Канал достраивался по измененному проекту в 1956–1964 годы. В последнее пятилетие строительства по-новому были решены некоторые гидротехнические проблемы. 5 июня 1964 года по каналу прошли первые грузовые суда. Именно тогда началось сквозное судоходство по новому водному пути. «Волго-Балт – в строю!» – с таким заголовком на обложке вышел седьмой номер журнала «Речной транспорт» за 1964 год.
28 июня 1964 года по каналу прошел и первый пассажирский теплоход «Красногвардеец» сообщением Ленинград–Ярославль. 27 октября 1964 года состоялось подписание правительственной комиссией акта о приемке канала в эксплуатацию. А 11 декабря того же года указом Президиума Верховного Совета СССР Волго-Балтийскому водному пути было присвоено имя В.И. Ленина.
Волго-Балтийский канал является важнейшим звеном единой глубоководной транспортной системы Европейской части России, обеспечившим соединение водных путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Черному и Азовскому морям. Волго-Балтийский водный путь доступен для судов грузоподъемностью около 5000 тонн, грузы перевозятся без перевалки. Крупные суда идут прямо по озерам (вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных грузовых судах; ведется сквозная буксировка плотов.
Сегодня Волго-Балтийский канал – это сложный комплекс инженерных объектов, включающий в себя 4900 километров эксплуатируемых водных путей, в том числе 3270 километров с гарантированными габаритами, 5 мощных гидроузлов, 11 шлюзов с напором от 11 до 18 метров, 5 гидроэлектростанций (две на Свири), 25 земляных плотин и дамб, 12 паромных переправ, 9 мостовых переходов, 8 маяков в Ладожском озере, более 5000 знаков судоходной обстановки, 273 единицы обслуживающего флота. Важнейшими грузами, перевозимыми по Волго-Балтийскому каналу являются: железорудный концентрат с Кольского полуострова на Череповецкий металлургический комбинат; хибинский апатит, апатитовый концентрат, карельские гранит и диабаз в разные районы страны, лес и пиломатериалы из Архангельской и Вологодской областей на Юг, в Санкт-Петербург и на экспорт, черный металл из Череповца, кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамские калийные соли для Северо-Запада и на экспорт, баскунчакская соль и зерно. В танкерах с Волги идут нефтегрузы для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт. Через Санкт-Петербург на Волго-Балтийский водный путь поступают импортные грузы для разных районов страны. В пассажирском движении значительно число туристских теплоходов (маршруты из Санкт-Петербурга в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь и др.).
В настоящее время эксплуатацией Волго-Балта занимается Федеральное бюджетное учреждение «Администрация «Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» – территориальный орган государственного управления речным транспортом в составе Федерального агентства морского и речного транспорта.