Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

20.04.2018

23 (11) апреля 1878 года, 140 лет назад, указом императора Александра II был учрежден «Комитет по устройству Добровольного флота на жертвуемые для сей цели суммы с временным действием» под председательством князя В.А. Долгорукова и покровительством наследника-цесаревича великого князя Александра Александровича.

Поражение в Крымской войне (1853–1856) лишило Россию возможности иметь на Черном море военный флот и большие судостроительные верфи. После подписания в феврале 1878 года Сан-Стефанского мирного договора после победной для России русско-турецкой войны (1877–1778) Англия ввела в Мраморное море мощную эскадру, угрожая беззащитному русскому Причерноморью. Для выхода из создавшегося положения без нарушений условий мирного договора Императорское общество содействия русскому торговому мореходству выступило с инициативой начать сбор пожертвований для приобретения быстроходных судов, которые в случае необходимости могли быть переоборудованы в крейсеры-рейдеры. Этот призыв нашел горячую поддержку по всей России. 22 марта 1878 года в Москве был учрежден Главный комитет для сбора народных средств на приобретение судов-крейсеров, председателем которого стал московский губернатор князь В.А. Долгоруков. Вскоре во всех губерниях России были созданы местные комитеты. 23 (11) апреля 1878 года указом императора Александра II был учрежден «Комитет по устройству Добровольного флота на жертвуемые для сей цели суммы с временным действием» под председательством князя Долгорукова и покровительством наследника престола, будущего императора Александра III.

Всенародный сбор средств происходил в обстановке высочайшего патриотического подъема. Только за несколько недель было собрано более двух миллионов рублей, которые пошли на закупку в Германии четырех океанских пароходов. Комитетом были установлены рекомендуемые тактико-технические параметры: скорость не менее 13 узлов, автономность по топливу до 20 суток. Основной концепцией была идея об оснащении флота судами с повышенной мореходностью, скоростью, автономностью.

Первый контракт был заключен 6 июня 1878 года. Были приобретены быстроходные товаро-пассажирские пароходы «Гользация», «Гармония», «Тюрингия» и «Саксония» (водоизмещением около 3 тысяч тонн каждый), которые после прибытия в Кронштадт вооружили и переименовали во вспомогательные крейсера «Россия», «Москва», «Петербург», «Нижний Новгород». Всего через три месяца после возникновения идеи Добровольный флот стал реальностью. Командовали судами офицеры военно-морского флота, находившиеся в «резерве». Сразу же после подъема российского флага купленные пароходы были использованы для перевозки российских войск из Турции на родину.

Вооруженные океанские пароходы, обладающие большой автономностью и хорошим ходом, предполагалось использовать, в случае начала войны с Англией, как рейдеры, на ее океанских и морских коммуникациях. Когда угроза войны с Англией миновала, суда были разоружены и переданы в распоряжение Комитета Добровольного флота (преобразован 7 мая 1879 года в общество Добровольного флота) для коммерческой деятельности на океанских и морских коммуникациях, прежде всего, для перевозки переселенцев и ссыльных на Дальний Восток и на Сахалин, а также для доставки военных и других грузов во Владивосток и обратно.

С 1879 году покупка готовых (т. е. «бывших в употреблении») судов была прекращена, после чего началось размещение заказов на строительство новых. 24 февраля 1886 года императором Александром III было подписано «Временное положение о Добровольном флоте» – содержать срочное и почтовое товарно-пассажирское сообщение между Одессой и портами Восточного океана и содействовать развитию отечественной торговли.

Если в 1893 году Добровольный флот состоял из восьми пароходов: «Россия», «Москва», «Кострома», «Нижний Новгород», «Орёл», «Саратов», «Ярославль» и «Тамбов», то к 1900 году он состоял уже из 23 пассажирских и грузовых пароходов. Часть из них ходила на линии Одесса – Владивосток, остальные – между портами Тихого океана. Во время русско-японской и Первой мировой войн эти суда использовались для воинских перевозок, доставки десантных сил, в качестве кораблей-разведчиков, вспомогательных крейсеров и госпитальных судов.

К 1915 году в Доброфлоте насчитывалось уже 32 судна. Во время Первой мировой войны суда «Доброфлота» вновь были мобилизованы для вспомогательных нужд, часть из них вошла в состав Транспортной флотилии Черноморского флота (базировалась в Одессе), созданной для обеспечения десантной операции на Босфоре, которая планировалась на 1917 год.

После 1917 года некоторая часть разбросанных по всему миру судов была реквизирована Великобританией и США, другая часть была уведена белогвардейцами, некоторые остались в распоряжении эмигрировавшего в Константинополь, а затем в Париж Правления Добровольного флота. Оставшиеся же на территории России три парохода общества были национализированы советской властью.

11 января 1922 года декретом Совнаркома деятельность Добровольного флота была возрождена, якобы на прежних, дореволюционных началах, как общественная организация, не имеющая отношения к правительству СССР. Сделано это было не без умысла. Под предлогом возрождения Добровольного флота через английский суд и путем переговоров удалось вернуть часть судов, что было очень важно для испытывавшего тогда острейшую нужду в морском транспорте Советского государства. К середине 1923 года в состав нового Добровольного флота входило 18 пароходов и буксир. Однако, когда все возможные суда были в страну возвращены, 24 июля 1924 года из Госторгфлота и Добровольного флота было образовано акционерное общество «Советский торговый флот». Таким образом, все суда Доброфлота автоматически перешли в собственность государства, а деятельность самого Доброфлота была прекращена.

Флаги Добровольного флота. Источник изображения: https://yandex.ru/images/search?text=%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%82%20%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B8&img_url=https%3A%2F%2Fodessitua.com%2Fuploads%2Fposts%2F2013-03%2F1362823090_i.jpg&pos=6&rpt=simage&lr=10725

Пароход «Москва». Источник изображения:
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.fesco.ru%2Fupload%2Fiblock%2F619%2Fd65_1.jpg&p=2&text=%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%20%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&pos=134&lr=10725&rpt=simage

Модель парохода «Ярославль». СССР, 1950-е гг. (Судно было построено в 1892 году в Великобритании для Добровольного флота.) Музей морского флота

Новости

Все новости музея