Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство транспорта Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Музей морского флота

05.06.2017

6 июня 1928 года ледокол «Красин» вышел в Северный Ледовитый океан для участия в международной экспедиции по спасению потерпевший аварию итальянской экспедиции к Северному полюсу на дирижабле «Италия» во главе с генералом Умберто Нобиле.

Весной 1928 года итальянский полярный исследователь У. Нобиле предпринял попытку достижения Северного полюса на дирижабле «Италия» собственной конструкции. 25 мая дирижабль, пролетев над полюсом, потерпел катастрофу во льдах Северного Ледовитого океана. После крушения командир и еще восемь членов экипажа остались живы. Многие из них получили переломы рук и ног. Выброшенные на лед люди оказались одни посреди холода. Дирижабль унесло с оставшимися людьми, которые до сих пор считаются пропавшими без вести. При этом радисты дирижабля успели передать в эфир сигнал «SOS». В СССР сразу же после известия о гибели дирижабля был организован специальный комитет помощи. На спасение экспедиции было решено срочно отправить ледокол «Красин» и ледокольный пароход «Малыгин». Выйдя в море 6 июня, «Красин» с большим трудом пробивался через льды, огибая северо-восточную оконечность Шпицбергена. Здесь он потерял лопасть одного из винтов. 10 июля экипаж самолета, доставленного ледоколом, в ходе разведки нашел лагерь итальянцев, а 11 июля летчик Чухновский увидел группу, ушедшую пешком. Однако самолет в тумане не нашел ледокола «Красин». Чухновский наскочил на торос и сломал шасси, однако сообщил по радио, что от спасения отказывается до тех пор, пока ледокол не заберет на борт оставшийся экипаж «Италии». 12 июля 1928 года ледокол «Красин» обнаружил двух из трех полярников, самостоятельно ушедших за помощью – Ф. Цаппи и А. Мариано, которые были подняты на борт. По их словам, третий полярник Ф. Мальмгрен погиб от истощения. Ближе к вечеру того же дня «Красину» удалось добраться и до основного лагеря потерпевших крушение полярников, где он принял на борт пять последних членов экспедиции – штурмана А. Вильери, физика Ф. Бегоунек, инженера Ф. Трояни, механика Н. Чечоне и радиста Д. Бьяджи. Капитана дирижабля У. Нобиле спас летчик шведских ВВС Эйнар Лундборг, которому 23 июня удалось приземлить свой самолет на льдину, где находился лагерь.

Из многочисленных судов, посланных на выручку различными государствами, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей. На обратном пути ледокол оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лед. За этот героический поход ледокол «Красин» был награжден орденом «Трудового Красного Знамени». В настоящее время ледокол «Красин» является  филиалом калининградского Музея Мирового океана и стоит у набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.

См. публикацию «Спасательная экспедиция ледокола «Красин»

Ледокол «Красин». Фотография 1960-1970-х гг. из собрания Музея морского флота

Ледокол «Красин». Фотография 1960-1970-х гг. из собрания Музея морского флота

Фотография 1960-1970-х гг. из собрания Музея морского флота

Новости

Все новости музея